П`ятниця, 29.03.2024, 14:34
Приветствую Вас Гість | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
українська мова та література [3]
наробки вчителів української мови та літератури
філософія та суспільно-гуманітарні дисципліни [56]
наробки вчителів історії
початкові класи [3] дошкільна освіта [24]
матеріали кафедри дошкільної освіти
теорія та методика виховання [29] дистанційне навчання [20]
НМЦ ДН ЗОІППО
реабілітація [8] педагогика та психологія післядипломної освіти [17]
іноземні мови [4]
наробки вчителів іноземних мов
математика [8]
наробки вчителів математики
інформатика [0]
наробки вчителів інформатики
фізика [2]
наробки вчителів фізики
хімія і біологія [5]
наробки вчителів хімії та біології
позашкільні заклади [6]
фізична культура та спорт [61]
матеріали кафедри фізичної культури та спорту
Ігроманія [16]
Віртуальний фестиваль [30]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
ІМІДЖ
Главная » Статьи » Методична скарбничка » Віртуальний фестиваль [ Добавить статью ]

Меснянкіна С.А.

Конспект занятия по грамоте в подготовительной логопедической группе

(автор учитель-логопед  ДОУ № 166 Меснянкина С.А.)

Тема: «Звуки Р – Р и буква Р».

Цель: учить составлять звуковые схемы, читать и печатать слова со стечением трёх согласных звуков (стр-, здр-); работать над нахождением ошибок в предложении и умении их предупреждать на письме; читать и озаглавливать связный текст. Совершенствовать умение подбирать звуковые схемы к картинкам; обозначать ударный звук в сложных словах и уметь объяснить эти слова. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Оборудование: игрушка инопланетянина Альф, индивидуальные картинки и звуковые схемы, карточки для чтения, таблицы для чтения, кассы букв и слогов.

                        Ход занятия.

І. Организационный момент. (дети стоят)

- Сегодня занятие по грамоте у нас необычное. И для того, чтобы понять, что у нас  сегодня будет, что нас ждёт, надо найти слово-код среди этих букв:

                            А П Т З Е М Л Я К О С (Земля)

- что такое Земля? – (это место, где растут растения; так называется наша планета;

- с какой буквы пишется название нашей планеты Земля? – (с большой буквы);

- как называются жители Земли? – (земляне).

- А заговорила я об этом не случайно: мы получили письмо-приглашение в планетарий.

ІІ. 1. Планетарий – это место, где изучают планеты Солнечной системы. Вчера к ним в гости прилетел житель планеты Уран. Вот он – его зовут Альф.

Погостив немного у нас, Альф захотел пригласить землян в гости на свою планету. Хотите полететь с Альфом на Уран? – (да).

         А помогать нам в пути будет звук и буква, которая есть в названии его планеты – это Р. Расскажите Альфу о звуке Р – (согласный, твёрдый, звонкий). Теперь о его брате Р – (согласный, мягкий, звонкий). Чем обозначается на письме звуки Р и Р? – (буквой Р); из чего состоит буква Р? – ( из палочки и полукруга); в какую сторону смотрит полукруг? – (в правую сторону).

2. Альф прилетел к нам на летающей тарелке, но он оставляет её учёным для изучения. А на чём ещё можно полететь в космос? – (на ракете); где стоит звук Р в этом слове? – (в начале). Руководить нашей ракетой буду я: значит кто я на ракете? – (командир); где стоит звук Р в слове командир? – (в конце). 3. Раз мы летим в гости, то что нам надо с собой взять для жителей Урана? (подарки). – Правильно. И возьмём мы картинки тех предметов, которыми пользуемся на Земле: игрушки – в каком слоге находится звук Р?; краски – какие гласные звуки в этом слове?; абрикосы – какой по счёту звук Р в этом слове?; пирамидка – назови мягкие согласные звуки; самовар – назови первый и последний звуки; карта – какой третий звук в этом слове?

4. – Теперь мы готовы отправиться в путь. Заходите в нашу ракету и занимайте свои места (дети садятся за столы).

       Знаете, ребята, общаясь с Альфом, я поняла, что он не знает многих наших слов. Я их записала на отдельных карточках. Сначала вы прочтите своё слово, карандашом поставьте ударение и объясните их смысл Альфу:

абажур – колпак для лампы, светильника;

этажерка – предмет мебели, в виде полочек, укреплённых друг над другом;

табурет – предмет кухонной мебели, на котором сидят;

маляр – профессия человек, который красит;

конверт – бумажная упаковка для отправления писем и бумаг;

марка – знак оплаты почтовых отправлений с рисунком и ценой.

5. – Спасибо, ребята, за помощь! Да вот досада: у нас закончилось топливо и нам теперь надо срочно заправиться. Как хорошо что у нас на пути планета Марс, на ней и заправимся. Но здесь так просто не заправишься, надо подобрать ключи-коды к этим станциям.

       (Подбор звуковых схем к картинкам на местах)

6. – Как хорошо и быстро вы справились и мы можем продолжить свой путь. Ребята, Альф предлагает нам посетить планету Юпитер. Там живут существа с интересными именами. Хотите познакомиться? – (да).Раньше у них были имена ТРА и ДРА. И тогда они решили удлинить свои имена: к имени ТРА они впереди поставили звук С. Какое имя стало теперь? – (СТРА). А к имени ДРА они добавили впереди звук З. И каким стали их имена? – (ЗДРА). Давайте почитаем теперь, какие имена на планете Юпитер:

                        а                                     а

                        о                                     о

                        у                                     у

    здр               и                стр               и

                        е                                     е

                        я                                     я

                        ы                                    ы

7. – Альф мне объяснил, что такие имена у них из-за вируса СТРАХА, который поселился у них на планете. Чтобы победить его, надо это слово СТРАХ разобрать, составить звуковую схему и тогда СТРАХ изчезнет.

        (Анализ слова страх с демонстрацией гримасы-схемы «страх»: сколько слогов, сколько гласных звуков и какой; назови по порядку 1, 2, 3, 4, 5 звуки; сколько всего согласных звуков; сколько выложенных сразу подряд согласных  звуков; выкладывание звуковой схемы)

8. – Как и на нашей планете, на Юпитере есть страны. Давайте рассмотрим одну из них и составим схемы слова СТРАНА. (3 человека у доски – 1 выкладывает звуковую схему, 2 выкладывает буквами, 3-ий пропечатывает мелом. Остальные дети на местах записывают на листиках звуковую схему и пропечатывают).

9. – Молодцы! Альфу так понравилось как вы составляли схемы слов, что он решил дать вам и свои картинки, а вы составите к ним звуковые схемы. (Индивидуальное составление звуковых схем по картинкам)

10. – А теперь нам надо отдохнуть, чтобы набраться сил перед дорогой.

                     (физ.минутка)

   Мы тему занятия давайте наметим:

   Планеты у солнца танцуют как дети.

   Меркурий заводит их в хоровод,               (ходьба по кругу хороводом)

   Чуть дальше Венера                                    (имитация плавающих движений)

   В пространстве плывёт.

   Встречаю я Землю вместе с тобой        (взяться за руки и поднять их вверх)

   И огненный Марс, что кружит за Землёй.       (кружение на месте)

   За ними Юпитер - из всех великан.                (развести руки в стороны)

   И дальше Сатурн в кольцах видится нам       (колечки из пальчиков)

11. – Чтобы снова попасть на наш космический корабль, надо прочесть специальные слова и дверь откроется. (Чтение слов со стечением 3 согласных букв стр-, здр-)

12. – Мы снова продолжаем свой путь. И вот показалась необыкновенная планета, окружённая кольцами. Это планета Сатурн. Посмотрите, нас встречают жители этой планеты с каким-то плакатом. Давайте увеличим плакат и прочтём, что там написано:

           Привет жытелям земля отСатурна!

(дети устно исправляют допущенные ошибки)

13. – Исправлять ошибки вы умеете, а не делать их самим сможете? Вот сейчас и проверю. Пропечатайте вот такое предложение:

            На Земле живут звери.

14. – И вот мы, наконец, на родной планете Альфа. Нам надо передать послание землян к жителям планеты Уран. Вот перед вами три слова (планета, прекрасная, Украина), прочтите их, а слово Украина пропечатайте на листке. Как вы думаете, о чём будет идти речь в послании? – (о нашей планете). А теперь давайте узнаем, правильно ли вы догадались?

                           (Чтение текста)

           Дорогие жители Урана! Пишут вам ребята с Земли. Наша планета прекрасная и разная. Она богата реками, морями. Наша страна – это Украина. Расскажите нам о планете Уран.

 - Какое можно придумать название к этому тексту? – (Наша планета).

ІІІ. Итог. – Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Я надеюсь вы долго будете помнить о нём. На прощанье жители Урана подарили нам карточки с их буквами. А вы в группе или дома превратите их в наши буквы.

 

Категория: Віртуальний фестиваль | Добавил: imidg (05.07.2012) | Автор: Меснянкіна С.А.
Просмотров: 1138 | Рейтинг: 2.8/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024