Кто такой
подросток?
В классической психологии есть несколько вариантов
названия этого переходного возраста. Этот период называют пубертальным или
пубертатным, отрочеством или переходным, половое созревание и т.д. Каждое из
названий в принципе отражает особенности этого периода. Интересен тот факт, что
этот период в жизни каждого человека выделяется только у цивилизованных людей.
Проводившиеся в племенах наблюдения показали, что для них проблемы переходного
возраста почти не существует.
Прежде всего, нужно отметить, что возраст этот сложен
не потому, что «заиграли гормоны», здесь более сложная
философско-экзестенциальная подоплека. Подросток ушел из того возраста, когда
все было понятно и устойчиво. Он был ребенком, у него были любимые игры и
игрушки, поведение и статус – «я – маленький!». При переходе в пубертатный
возраст подросток становится потерянным. Он чувствует, что что-то поменялось, а
что конкретно – непонятно, интересы меняются. В этот момент хочется найти
интересное новое, соответственно, этим поделиться с близкими. Подросток – это
уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность. А для мира он –
просто «подросток». И разве по отношению к нему это честно? Каждый человек
меняется и эту динамику изменений ему необходимо чувствовать, осознавать и
как-то определять. И в этом ему нужно помогать. Хотя бы относится с уважением к
его мнению и «взрослым мыслям». Поддерживать начало самостоятельного мышления,
помогать перешагнуть проблемы, неизбывно возникающие при общении с окружающим
миром: будь то учительница, одноклассники, лучшие друзья и непримиримые враги,
а также сосед, который ему читает нотации у родителя за спиной. Ему нужно
внимание взрослого ко взрослому. А не взрослого – к заболевшему ребенку. А уже
затем и активно просыпающаяся сексуальная сфера найдет свои определения и
решения быстро и без проблем.
Фазы
переходного возраста
Подростковый возраст условно подразделяют на три
подпериода:
1–это период подготовки, 2–непосредственно переходной
возраст, 3–постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется
завершением биологического и физиологического формирования. Первый из
обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому
возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества. Временные рамки
или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно
применять с точностью до года. Но, в общем, психологи указывают такие цифры: от
одиннадцатилетнего до пятнадцати семнадцатилетнего возраста. Опять-таки не
следует забывать о том, что существуют индивидуальные ритмы для каждого
организма и характер протекания их. Половые различия также сказываются в
характере протекания и длительности: для девочек он наступает раньше на пару
лет и проходит не так остро, длится меньшее количество времени. У мальчиков
пубертатный возраст занимает около четырех и даже пяти лет, а проходит намного
активнее. Прежде всего, это резкая смена проявляется в росте, развитии половых
признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что она уже стала девушкой, а
вчерашний мальчик – «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим
интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется растущая
сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться
встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед
зеркалом – совсем не минута времени, как это было раньше. Для подростка
становятся весьма актуальными проблемы возвращения прежних страхов – внешний
вид, застенчивость, неумение чего-то делать и так далее, вплоть до фобий – открытого
или закрытого пространства. Мысли о суициде вертятся у каждого второго.
Как вести
себя с подростком, чтобы не стать его врагом?
1. Главное в отношениях с подростком - ничего не
«играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно
меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и
взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.
2. Время безоговорочного авторитета родителей
безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта
тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться
ваш авторитет, статус и конкретные действия.
3. Одной из особенностей подросткового возраста
является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться.
Это трудно принять, но единственный способ сделать это – рисковать вместе с
ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его
языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности.
4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и
оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому
ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако
не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать
это над самой ситуацией.
Здоровье
подростка
Подростковый возраст несет с собой перемены во всем, в
том числе и в состоянии здоровья. И психологические проблемы отнюдь не меньше
колеблют состояние подростка, нежели физические. Чаще они связываются в единое
целое, что влечет за собой в целом очень тяжелый груз для ребенка, просто не
подозревающего о том, что в этот период его ждет много испытаний. По опросам
социологов каждый десятый ребенок, переживая подростковый период, задумывается о
самоубийстве. Ну, а от каждого пятого можно услышать такие слова: «Так все
плохо и безнадежно, что хочется плакать». Чувства одиночества и отчаяния –
страшны. Этот переход во взрослую жизнь нужно контролировать и не бросать на
самотек. Прыщи, бесконечные мучения с сальными прядями (избыточные выделения
сальных и потовых желез) не делают это время лучше. Начало менструальных циклов
и поллюций, а с ними – эмоциональной нестабильности дополняют жизнь новыми
ощущениями. Помимо этого возникает целый комплекс проблем у девочек.
Подростковый период для всех детей сопровождается наращиванием скелета,
увеличением мышечной массы тела. И если для мальчиков это проходит проще, то
для девочек увеличение жировой массы тела может стать настоящей трагедией. В
это время для них становится актуальным верчение перед зеркалом, первые попытки
маминой тушью сделать красивые глаза, а тут – лишний вес! Следующий этап –
анорексия. Страшнейшее заболевание, которое приносит беды взрослым, не говоря
уже о той угрожающей панораме осложнений, могущих возникнуть у подростков.
Испугавшись того, что станет толстой и непривлекательной, девочка-подросток
начинает отказываться от еды, доводит себя до голодания. При темпах изменений в
этом возрасте, это, как минимум, чревато тем, что даже если в будущем будет
наращена нормальная масса тела, то масса костной ткани уже не будет
восстановлена.
Если ваш
ребенок – подросток
Не только ребенок переживает необходимый, но тяжелый
период своей жизни. Родителями этот процесс тоже переживается. И есть несколько
положений, о которых родителям просто необходимо помнить, чтобы с честью выйти
из этого испытания. Ребенок-подросток очень тяжело переживает свои жизненные
неурядицы во время кризиса пубертатного периода. И даже если он не находит
общего языка с родителями, не стоит думать, что он не хочет его найти.
Наоборот, ему нужны родители, взаимопонимание с ними и доверие. Важно только
настроиться на этот контакт, вспомнить о том, что взрослый человек всегда легче
идет на компромисс. В общении с ребенком придется забыть о том, что родитель –
это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом,
но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь
самый лучший путь для обеих сторон – дружеские отношения. Опыт родителя дает
ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь
преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это
будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением. Возраст подростка
сопряжен с трагическими взглядами, с ощущением отчаяния. И в этом нужно
разбираться вместе с ним. В первую очередь – научите шутить ребенка. С юмором и
иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо ошибиться, уметь
отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями
переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем,
сформирует характер, стержень и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе
на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что
произошло – нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете
неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на
ситуацию.
Что и как
чувствует подросток?
Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для
понимания сути этого процесса для человека. Очень интенсивно развивается
чувственная сфера и сфера чувств. В этот период подростку свойственно начать
«всерьез» увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка,
будь то написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них
в самом серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова
слететь добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна
взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка
сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему
оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в
«действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует
замкнутость и недоверие. Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и
не раз он ранит и заставляет плакать в подушку, а то и мучиться бессонными
ночами, но без чувств, без их закалки и воспитания, человек не станет
полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему
не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации,
когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах
поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться. Чувства развиваются
постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит,
что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся
потоке общения у подростка в чувствах постепенно формируется нравственность:
обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость тебе или
близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого
процесса, они чувствуют лишком сильно, что позже проходит, чувства становятся
более спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.
Прекрасное в
мире подростка
Влияние семьи в вопросе привитых эстетических вкусов
находится, по существу, на первом месте. Массовая культура, не даст ребенку
должного представления о том, насколько широки горизонты у образованного
человека, о том, что значит уровень, что значит красота в ее вечном значении.
Все это важно для последующего человека и личности. В период подросткового
возраста сознание еще открыто для всего нового. Этот хороший момент, когда еще
«тяжелый рок» не стал единственным, что в принципе считает возможным слушать
отпрыск, будет жаль упустить. Нельзя сказать, что рок или дискотека – это
плохо. Это тоже веяние времени, от него никуда не денешься, но ведь помимо
этого есть еще искусство и его огромное наследие. Родители, любящие музыку,
ставящие ее дома с самого детства ребенка, несомненно, сформируют и у него
представление о том, что это важная часть духовной жизни, которая огромна и
необъятна. Походы в театр или оперу, а не только в красочный цирк, то же
помогут растущему человечку более тонко понимать мир, рассматривать события масштабнее,
смотреть более пристально. Походы всем классом – большой и шумной толпой –
обычно накладывают особый отпечаток: поделиться своими впечатлениями или нет,
ведь вдруг начнут смеяться. Либо восприятие формируется на самом простом
уровне: что делали персонажи, и было ли интересно. Так будет укореняться
уверенность, что нужно просто вкратце пересказать, что там было, да как.
Хотя, сам того не осознавая, подросток очень нуждается
во влиянии сильных чувств, той необычной радости, которую может дать искусство.
Он еще не умеет относиться к нему более тонко, первое, что хочется – сделать
что-то подобное, а это не так-то хорошо получается. Но именно такой подход и
сформирует творческий подход, активную деятельность, энтузиазм.
Подростковые
депрессии
Каждый год приблизительно 4 из 100 подростков
переживают серьезные депрессии. Несомненно, время от времени каждый из нас
грустит или чувствует себя грустным. Но если ребенок находится в подавленном
состоянии большинство времени, у него возникают проблемы с оценками,
отношениями с семьей и друзьями, алкоголем, наркотиками, или сексом и контролем
над своим поведением.
Клиническая депрессия - тяжелое заболевание, которое
может затронуть любого, включая подростков. Она может затронуть мысли, чувства,
поведение, и все здоровье целиком.
Большинству подростков с депрессией можно помочь
лечением. Но наиболее угнетенные из них никогда не получают помощь, в которой
они нуждаются. И если депрессию не лечить, ситуация может ухудшиться,
продлиться дольше и будет препятствовать ребенку получить максимум от жизни.
Помните, что подросток бывает подростком только раз в жизни.
Существует два вида депрессии:
1) собственно грусть, называемая главной депрессией,
или психической или реактивной депрессией,
2) маниакальная депрессия или биполярное расстройство,
когда на смену чувству расстройства и апатии приходит потребность активной
психической деятельности, а иногда совершения опрометчивых поступков.
Если у подростка наблюдаются некоторые из этих
признаков, длятся несколько недель, или вызывают большие изменения в его
повседневной жизни, то такому ребенку необходимо обратиться к кому-то, кто
может помочь, например, к школьному психологу.
Что и как
чувствует подросток?
Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для
понимания сути этого процесса для человека. Очень интенсивно развивается
чувственная сфера и сфера чувств.
В этот период подростку свойственно начать «всерьез»
увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка, будь то
написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них в самом
серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова слететь
добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна
взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка
сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему
оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в
«действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует
замкнутость и недоверие.
Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и
не раз он ранит и заставляет плакать в подушку, а то и мучиться бессонными
ночами, но без чувств, без их закалки и воспитания, человек не станет
полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему
не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации,
когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах
поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться.
Чувства развиваются постепенно, сначала это
подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже
начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в
чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького
ребенка, когда сделали гадость тебе или близкому и так далее. Но для подростков
характерно только самое начало этого процесса, они чувствуют лишком сильно, что
позже проходит, чувства становятся более спокойными, а им начинают предшествовать
рассуждения.
Любовь или
влюбленность?
Влюбляться приходилось всякому из нас. Для подростка
состояние влюбленности - первое сильное потрясение, которое приходится
пережить. Именно пережить, потому что первое такое чувство в деталях
запоминается потом на всю оставшуюся жизнь, накладывает отпечаток и
испытывается впервые - оно является уникальным опытом.
Гормоны начинают играть, наступает весна, которая
активизирует все чувства, обостряет реакции. Вполне вероятно ждать романа. И
потом наступает волнение учителей по поводу странного поведения ребенка или
опасений, что может что-то эдакое произойти, от чего необходимо обязательно
уберечь. Очень часто встречается ситуация, когда родители сами начинают
нервничать больше ребенка и пытаться предотвратить что-то страшное. Дружба
между мальчиками и девочками - не страшна, если в ее основе действительно лежит
влюбленность, а не что-то другое.
Показателем первой влюбленности может быть очень
многое. Это волнение, повышенное внимание к зеркалу и своему отражению, большая
щепетильность в выборе одежды и "правильно" торчащей во все стороны
прическе. Это же резкие перепады в настроениях, проявления как
сентиментальности, так и агрессии, так как неуверенность в себе в этом деле -
самый главный симптом. Со стороны мальчиков наблюдается более активное
поведение, которое характеризуется старыми забавами "дернуть за
косичку", чтобы скрыть свои чувства, но все же проявить внимание. Девочки
более сдержаны в этом отношении, они предпочитают в такие моменты замыкаться или
усиленно секретничать с подругами. Вопросы: "А как я выгляжу? А красивая
ли я? Мне это идет" - почти маркеры влюбленности.
Своему ребенку-подростку надо тактично помочь, что-то
подсказать, особенно актуально для подростка - поведение, его собственное и
противоположного пола. Зачастую такого рода секреты скрываются куда сильнее,
чем очередной взрыв классной руководительницы по поводу неудовлетворительного
поведения. Главное же, что надо внушить подростку, это то, что с ним происходит
прекрасное чувство, которого, по крайней мере, перед собой стыдиться совсем не
нужно. И что это - преходящее. Ведь отвергнутая влюбленность для подростка -
трагедия, так же, как и постепенно ослабевающее чувство - непонятно почему так
странно себя ведущее. Настоящая любовь реже приходит в таком возрасте, что
обусловлено интеллектуальной незрелостью.
«С кем
поведешься…»
Ребенок-подросток всегда находится в поиске своего
идеала. Ему нужно общение, да и не просто общение, ради самих игр. Это уже
новый уровень. Найти друга, который будет отвечать требованиям, сложившимся к
этому моменту, друга, с которым будет интересно общаться и вместе расти, друга,
который в некотором смысле будет воплощением идеала. Дружба в подростковом
возрасте требовательна. В ней должны быть: взаимопонимание, искренняя
отзывчивость, моральные правила. Если ребенок нашел «своего» друга,
соответствующего представлениям о том, какими должны быть «настоящие» друзья,
то эти отношения будут идти на пользу и воспитывать ребенка. Первые лучшие
друзья, их отношения, недопонимания и несходства в характерах, чего избежать
никак нельзя: все дети формируются в своей особой среде, и каждый приходит в
коллектив с некоторым «личным» багажом». Дружбу детей нужно поддерживать,
помогать прояснять ситуации, которые вполне могут поставить сначала в тупик:
«Почему он так сделал?!»
Итак, ребенок постоянно находится в поисках своего
друга. Этот процесс будет длиться долго, результаты его будут меняться. Детские
компании то образуются, то распадаются – ведь система приоритетов еще не
установлена, каждый новый день несет какие-то изменения во взглядах и желаниях.
Мир подростка как калейдоскоп: картинка меняется от каждого нового события,
меняется зачастую кардинально – максимализм, свойственный этому возрасту,
подстегивает каждую новую принятую мысль и суждение.
А вот как быть с не самой хорошей компанией? Запрещать
и устраивать партизанщину? Не выход. Найти увлечение, отвлечь искусно внимание
в другое русло. Либо, не отвергая эту плохую компанию, обсуждать все с
ребенком, акцентируя внимание на тех моментах, которые можно рассмотреть под
разными углами, чтобы увидеть минусы.
ысказывания
о подростках
* * *
Маленькие дети – головная боль. Большие дети – боль
сердечная. (Итальянская пословица)
* * *
Лучший способ удержать детей дома состоит в том, чтобы
сделать домашнюю атмосферу приятной, и не позволить скуке витать воздухе.
(Дороти Паркер)
* * *
Никогда не давайте водить ваш автомобиль тому, кого Вы
родили. (Ирма Бумбек)
* * *
Юность – это возможно некий способ природы подготовить
родителей, к тому, чтобы в будущем смириться с опустевшим гнездом. (Карен Саваж
и Патрисия Адамс).
* * *
Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет
на то, чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в
подростков. (Уильям Калвин)
* * *
В подростковом возрасте нет ничего такого, чего не
сможет потом вылечить превращение в налогоплательщика. (Дэн Беннет)
* * *
Подростки жалуются, что им нечем заняться, но, тем не
менее это не мешает им отсутствовать дома всю ночь. (Боб Филипс)
* * *
Нет такого ребенка, который храбро вступил бы на путь
во взрослый новый мир, но, в конечном счете, не вернулся бы в родительский дом
с кучей грязного белья. (Арт Бучвальд)
* * *
Можно смело сказать, что ребенок вырос, когда он
перестает спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда
он идет. (Автор неизвестен)