Методические рекомендации для медицинских работников учреждений образования
Двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии детского организма, определяющему жизненный тонус, способность ребенка к обучению и социальной адаптации. Доказано, что с поступлением в школу общая двигательная активность ребёнка падает во много раз. Неслучайно с началом обучения связывают значительное увеличение числа детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА). Организация учебного процесса требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику, своевременную диагностику и коррекцию этих нарушений. Частота и характер патологических изменений, обусловленных патологией ОДА, определяют основные задачи их профилактики и лечения: максимальное приближение лечебно-профилактической помощи к детям.
Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) является одной из самых актуальных для детского и юношеского возраста. Причины, обуславливающие нарушения ОДА у детей делят на 3 группы: 1.Первичные: отягощенная наследственность, врожденные пороки развития, родовая травма, ДЦП. 2. Вторичные: последствия перенесенных воспалений, травм ОДА, головы, тяжелой инфекционной, соматической или эндокринной патологии. 3. Идиопатические: нарушения ОДА без видимой очевидной причины.
Одной из наиболее характерных особенностей физического развития детей нашего времени является диспропорция роста и дисфункция (гетерохрония) физического развития. Гетерохрония развития: акселерация – ускорение роста и развития; ретардация – задержка роста и развития. В настоящее время преобладает ретардация за счет преимущественно низкой массы тела. Гетерохрония развития приводят к расхождению биологического и хронологического возраста, сопровождается морфофункциональными изменениями, потенцирует возникновение целого ряда системных нарушений, в том числе и со стороны ОДА. Данную закономерность нельзя рассматривать без учета проблем остеопороза (ОП), дисплазии соединительной ткани (ДСТ) на фоне роста врожденной, соматической патологии, проблем рационального возрастного питания, общего снижения качества здоровья детского населения. Отклонения периода формирования и развития костно-мышечной системы, с возрастом приводят к стойкой патологии позвоночника, стоп, хроническим заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, неврологическим изменениям. Как правило, изменения со стороны ОДА развиваются медленно, постепенно и малозаметны на ранних стадиях. Однако именно в эти сроки наиболее эффективными являются методы комплексной медико-педагогической реабилитации.
Принципы медико-педагогической реабилитации нарушений опорно-двигательного аппарата в условиях учебно-воспитательного процесса
Ведущее место среди патологии опорно-двигательного аппарата занимают нарушения осанки и деформации стопы. За основу организационно-методических мероприятий по профилактике и лечению нарушений ОДА взяты возрастные анатомо-физиологические особенности роста и развития костно-мышечной системы у детей, характера этиопатогенетических нарушений и лечебно-коррекционных воздействий в условиях учебно-воспитательного процесса, которые предусматривают последовательное выполнение двух основных этапов: диагностический и лечебно-профилактический.
Первый этап проводится с участием медицинских работников учебного заведения, ортопеда, педиатра, консультантов и предусматривает своевременную диагностика нарушений ОДА, определение характера и оптимального объема лечебно-профилактических мероприятий Основными составляющими этого этапа являются: скрининговая диагностика нарушений, распределение учащихся по группам здоровья и доминирующим нарушениям ОДА. Обязательными составляющими скрининговой диагностики должны быть:
1. Анкетирование родителей, анализ первичной медицинской документации, как основы в определении характера и причины нарушений ОДА, углубленный осмотр, отработка доступного алгоритма скрининговой диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата, статистическая обработка и анализ полученных результатов.
2. Разделение учащихся по группам здоровья и доминирующей патологии со стороны ОДА: основная, группа риска по возможным нарушениям со стороны ОДА, нарушения осанки с сагиттальной плоскости (сколиоз, сколиотическая осанка), нарушения осанки во фронтальной плоскости (лордоз, кифоз, сутулость), деформации стопы, смешанная патология ОДА.
Второй этап осуществляется силами администрации, медико-педагогического коллектива школы и предусматривает разработку дифференцированных схем профилактики и лечения нарушений ОДА по нозологическим группам и доминирующей патологии. Основными составляющими этого этапа являются: разработка и внедрение в учебный процесс методов профилактики, этиопатогенетического лечения и коррекции нарушений ОДА, мониторинг динамики нарушений ОДА и эффективности проводимой терапии. Гарантией успешного решения поставленных задач является: активное использование в учебном процессе методов профилактики и лечение нарушений ОДА, медико-педагогический мониторинг психофизического здоровья, постоянный анализ полученных результатов, организация консультаций, семинаров, центра медико-педагогической коррекции нарушений ОДА у детей
1. Ежегодно (сентябрь-октябрь) проводится оценка уровня физического развития (центильные таблицы), клиническая визуальная диагностика нарушений ОДА (форма грудной клетки, позвоночника, стоп). Внимание обращают не только на клинически выраженные формы, но и локальные деформации (поворот плеч, форму лопаток, грудной клетки и т.д.), форму и длину нижних конечностей, стоп. С помощью флексионных (сгибательно-разгибательных) тестов оценивается подвижность, объем движений шейного, грудного, поясничного, крестцового отделов позвоночника, суставов конечностей. При наличии показаний рекомендуется проведение нелучевых инструментальных методов, УЗИ, рентгенологического исследований, магниторезонансной (МРТ) или компьютерной томографии, консультации невролога, эндокринолога, остеопата и т.д. На основании данных анамнеза (анкетирование, первичная медицинская документация), анализа результатов антропометрического, клинического, дополнительного обследования определяется характер нарушений ОДА, который является основным при определении группы здоровья, показаний, объема корригирующего лечения. Диспансерное наблюдение предусматривает динамическую оценку (поквартально) общего состояния, эффективности лечения и коррекции проводимой терапии.
2. Корригирующая терапия предусматривает комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение, нормализацию морфофункционального состояния ОДА, активизацию общих и локальных обменных процессов, укрепление мышечного корсета, выносливости мышц туловища и конечностей, улучшение координации движений, обучение зрительному и кинестетическому восприятию и поддержанию правильной осанки, укрепление сводов стоп, восстановление дыхательного стереотипа, нормализация эмоционального тонуса. Общие задачи решаются путем подбора по возрасту, уровню физической подготовленности и характеру патологии ОДА специально разработанного корригирующего комплекса доступного к выполнению в условиях учреждений образования и дома.
Основные принципы корригирующей терапии при патологии ОДА:
- использовать не химический (медикаментозный), а механический (структурный) подход в лечении ;
- лечить не болезнь, а больного, бороться не с симптомами, а искать и устранять причину патологии;
- возвратить организм к норме, пробуждая в нем защитные силы, направленные на самоисцеление и саморегуляцию;
- к реабилитации детей с нарушениями ОДА необходимо активно привлекать родителей, возможно применение методов семейной психотерапии;
- любая ортопедическая патология ОДА требует постоянного, напряженного, планового, комплексного лечения, направленного как на устранение основной причины нарушений ОДА, так и их коррекции под постоянным контролем профильных специалистов.
Обязательными условиями успешной реализации данных принципов является создание благоприятного медико-педагогического сопровождения при активном участии педагогического коллектива, медицинских сотрудников и родителей. В этой связи основные направления деятельности педагогов, медицинских работников и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:
- создание оптимальных условий в учреждении и дома;
- рациональную организацию труда и отдыха ребенка;
- воспитание у ребенка сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности
В настоящее время одним из основных факторов успешного решения проблемы здоровья детей является совершенствование и приближение медицинской помощи к населению, формирование и воспитание у ребенка любого возраста потребности здорового образа жизни, поэтому вопрос о реорганизации учебного процесса с учетом современных особенностей следует считать как нельзя более актуальным и своевременным. Учреждения образования должны быть не только центрами обучения, но и здорового образа жизни.
Бородина Н.Б., кандидат мед. наук, доцент
236-30-80