Понеділок, 10.08.2020, 08:43
Приветствую Вас Гість | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
українська мова та література [3]
наробки вчителів української мови та літератури
філософія та суспільно-гуманітарні дисципліни [56]
наробки вчителів історії
початкові класи [3]дошкільна освіта [24]
матеріали кафедри дошкільної освіти
теорія та методика виховання [29]дистанційне навчання [20]
НМЦ ДН ЗОІППО
реабілітація [8]педагогика та психологія післядипломної освіти [17]
іноземні мови [4]
наробки вчителів іноземних мов
математика [8]
наробки вчителів математики
інформатика [0]
наробки вчителів інформатики
фізика [2]
наробки вчителів фізики
хімія і біологія [5]
наробки вчителів хімії та біології
позашкільні заклади [6]
фізична культура та спорт [61]
матеріали кафедри фізичної культури та спорту
Ігроманія [16]
Віртуальний фестиваль [30]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
ІМІДЖ
Главная » Статьи » Методична скарбничка » хімія і біологія [ Добавить статью ]

Общая характеристика бактерий.
Цель:
Образовательные:
  познакомить учащихся из самой древней группой живых организмов,
  которые являются отдельной веткой эволюции органического мира;
  рассказать о распространении бактерий, их форме, размерах, а также  
  отсутствии ядерной оболочки и настоящего ядра у прокариот;
  сформировать понятие о особенностях строения и процессах  
  жизнедеятельности;
  показать место и роль дробянок в биосфере, раскрыть значении
  бактерий в природе и жизни человека: 
  в медицине, сельском хозяйстве, промышленности; 
  закрепить у школьников умение формулировать биологические  
  термины и понятия;
Развивающие:
  Обеспечить условия для инновационного режима развития
  учащихся на основе проектной деятельности;
  создать условия для развития творческой личности,
  её самореализации и самоопределения;
  продолжить формировать у учащихся умение находить интересную  
  информацию в учебнике и дополнительной литературе, работать с 
  текстом (читать, понимать прочитанное, конспектировать);
  развивать умения сравнивать разные живые организмы;
  выявлять взаимосвязь бактерий с другими организмами;
  подвести учащихся к выводу о примитивном уровне организации 
  прокариотических клеток;
Воспитательная:
  продолжить воспитание в учащихся положительной “Я-концепции”, 
  эстетического вкуса, коммуникативных компетенций, 
  пополнить опыт их творческой деятельности,
  способствовать воспитанию высокой культуры учебного труда, 
  убедить школьников о необходимости соблюдения правил личной 
  гигиены и гигиены в коллективе.
 
Базовые понятия и термины: прокариоты и эукариоты, автотрофы
  и гетеротрофы, дробянки, бактерии и цианобактерии,
  кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спирохеты, 
  клубеньковые бактерии (азотфиксирующие), бактерии-симбионты,
  бактерии-паразиты, бактерии-симбионты .

Концепция урока:
  Дробянки - самые древние организмы на Земле.
  Перед учащимися раскрывается необычный для них мир невидимок,
  раздвигаются рамки познания.
  Исследовательская тема богата познавательными и воспитательным 
  возможностями. Учащиеся убеждаются, что бактерии –это огромный 
  мир мелких организмов, разнообразных по форме, биологическим  
  особенностям и условиям жизни, которые быстро размножаются и 
  имеют огромное значение в природе и жизни человека.  
  Тема по содержанию достаточно разнообразна . Прежде всего 
  изучается морфологический и анатомический материал (форма, 
  размер, строение и т. д.), а также изучается распространение,  
  питание, дыхание, размножение бактерий.
  Учебный материал этой темы дает огромные возможности 
  для расширения санитарно-гигиенических представлений 
  учащихся.
Методы реализации проекта: 
• Индивидуальная работа учащихся над темой
• Распределение материала для выступления в группе (групповые консультации)
• Творческие задания в классе и группе.
Организация работы:
Работа в группах. Группы формируются по желанию.
1. «Микробиологи»
2. «Исследователи»
3. «Экологи» 
4. «Врачи»
Задания для учащихся:
1. Каждой группе подобрать интересующий материал по теме
2. Обеспечить обмен информацией в группах (сопоставление данных, проверка сведений).
3. С помощью учителя, лидера подготовить сообщения для защиты, презентации
4. Распределить материал для выступлений
5. Сформулировать выводы

                                            Знание только тогда знание, когда оно приобретено 
                                           усилиями своей мысли, а не памятью.

                                                                                Л.Н. Толстой.


“На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности, строения которых необходимо знать”. 
   
  Ход урока

Первая часть проекта

1. Организационный момент.

Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами!
Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит урок 
сегодня пройдёт успешно.

2.Актуализация опорных знаний 
Рассказ учителя:
(отрывок из произведения немецкого натуралиста и поэта И. Гете)
« Природа! Мы ею окружены и объяты – бессильны выйти из нее, бессильны глубже в нее проникнуть. Непрошенная, без предупреждения, она нас вовлекает в хоровод и кружит, покуда мы, уставшие, не выскользнем из ее рук… Она все. Она груба и нежна, страшна и прельстительна, бессильна и всемогуща. В ней все заключается одновременно…
Она тверда. Ее поступь размеренна; ее законы незыблемы…»
-Какая наука о природе помогает нам ее познать?
«…жизнь- прекраснейшая из ее выдумок…»
Биология – это многоэтажное здание, в котором тысячи «подъездов», «квартир», «комнат»…И что бы определить место нахождения нужно знать конкретный адрес живого организма.
- Наука, которая занимается классификацией живых организмов, называется-  
- Какие царства вам известны?
- А как называется империя, к которой они относятся?

2. Мотивация учебной деятельности учащихся:
(Создание ситуации удивления)
Масса бактерий, которые живут на планете, намного превышают массу растений и животных, вместе взятых. Почему мы этого не замечаем? (Большее количество бактерии пребывает по ту сторону видения невооруженным глазом.)
-А как можно увидеть эти живые организмы?
На протяжении многих столетий ученые пытались установить, из чего «состоят» человек, животные, растения, грибы.
В чем сущность той загадочной материи, которая «живет»?
История появления первых кварцевых линз и вовсе покрыта прахом веков:
еще близорукий Нерон тешился гладиаторскими боями сквозь отшлифованный изумруд.
Идея увеличения микромира до размеров обычного ну просто витала в воздухе. 
«Посмотреть в микроскоп может каждый, однако только некоторые могут судить об увиденном ».
Так будет и дальше: два величайших открытия будут сопровождать друг друга. Микроскоп будет давать человеку возможность заглянуть в святая святых жизни, ее же заманчивые тайны будут способствовать усовершенствованию микроскопа.
Тех, кто выбрал в науке путь, открытый изобретателями микроскопа, ожидали на этом пути величайшие открытия.
 Бактерии – это очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно, в XVII в. Первым человеком, увидевшим микроорганизмы и описавшим их был голландец Антони ван Левенгук (в 1683 г.) Заинтересовавшись строением льняного волокна, он отшлифовал для себя несколько грубых линз. Поместил их в оправы из серебра.
-Как теперь мы называем подобные увеличительные приборы? 
И вот с помощью такой лупы Левенгук впервые увидел бактерий. Вот выдержка из его письма в Лондонское Королевское общество: «24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду… и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших существ…»
Именно Левенгук в одном из своих писем описал известные бактерии.
Давайте с ними познакомимся.  
Изучение нового материала:
Презентация учащихся группы: «Микробиологи».
Классификация: Беседа о систематике живых организмов:
                                     Клеточные
                                               \
                  Эукариоты                  Прокариоты
                     /                                        /
                Дробянки
                             Животные 
                                 Растения               Бактерии
                                                                         Грибы цианобактерии 
Где живут, Дробянки? Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд. лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Строение их тела как самых первых представителей живой природы было примитивное. С тех пор их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами – прокариотами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас еще сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоемов. В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. Распространение: на земном шаре нет мест, где бы они не обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1г. льда Антарктиды можно найти до 100 видов бактерий. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. В одной капле чистой воды может содержаться до 100бактерий, а в загрязненной – до десятков тысяч.
 в 1 мл воды – 6 000 бактерий, в 1г. почвы – до 3 000 000, 
 в 1м2 воздуха непроветренного помещения – 280 000.
Самая большая глубина, на которой в земной коре обнаруживаются живые организмы- бактерии, составляет 4 км. 
Воздушный слой биосферы в основном равен 1-1,5 км, но отдельные виды бактерий обнаруживаются на высоте 20-22 км.
Бактерии - очень выносливые организмы, их находили в кипящих источниках, в нефти, бензине, керосине.
Морфологическое строение бактерий ( форма тела бактерий)
1. Округлые – кокки (диплококки, стрептококки, стафилококки)
2. Палочковидные – бациллы
3. Спиралевидные – спириллы
4. В виде запятой – вибрионы
     

Рис. 1. Округлые  
Рис. 2. Палочковидные
Рис.3. Спиральные
Шаровидные бактерии - кокки, подразделяются в зависимости от положения клеток после деления на несколько групп: 
 1) диплококки (располагаются парами);
 2) стрептококки (образуют цепочки);
 3) тетракокки (образуя группы по четыре особи);
 4) стафилококки (образуя скопления, напоминающие виноградные грозди). 
Палочковидные бактерии имеют строго цилиндрическую форму, концы палочек могут быть ровными, закругленными, заостренными. Палочки могут располагаться попарно в виде цепочек.
Спиралевидные формы бактерий подразделяют на вибрионы и спириллы (спирохеты).
Видеофрагмент № 4 « Бактерии…»
Анатомическое строение бактерий
 Теперь давайте разберем с вами строение бактериальной клетки. Вы уже 
 знакомы со строением растительной клетки, поэтому будете мне помогать. (Учитель по очереди показывает различные части бактериальной клетки и просит учащихся дать им название и пояснить функции.)
 Учащиеся. Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества. Цитоплазма – внутренняя среда клетки.
Учитель. Хорошо. А скажите, чего нет в бактериальной клетке,
  по сравнению с клеткой растений?
 Учащиеся. Хлоропластов, вакуоли, ядра.
 Учитель. Действительно, в клетках бактерий нет этих органоидов. 
  Скажите, а какую функцию выполняет ядро в растительной клетке?
Учащиеся. Ядро главный жизненный центр клетки, который отвечает за размножение.
Учитель. Правильно. В клетках бактерий тоже есть такой центр, но не имеет ядерной оболочки, мы будем называть его неоформленным ядром. Нам осталось рассмотреть еще один органом (учитель указывает на жгутик ).
Учащиеся. Это жгутик. Он обеспечивает передвижение.
 


Строение бактерий.

 Бактерии – очень мелкие одноклеточные организмы. В преобладающем большинстве они имеют вид палочек, толщина которых составляет 0,5-1 мкм, а длина 2-3 мкм. Гигантами считаются бактерии, тело которых в длину достигает 30-100 мкм. Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придает бактерии постоянную, характерную для нее форму. Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки. Она проницаема: через нее питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи – капсула. Толщина капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень тонкой. Капсула предохраняет бактерию от высыхания, а также от поедания другими организмами.
На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превосходить размеры тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются
Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение, вакуолей нет, поэтому различные ферменты и запасные питательные вещества размещаются в самой цитоплазме. В центральной части клетки сконцентрировано ядерное вещество (так называемая ДНК – нуклеиновая кислота), несущее наследственную информацию бактерии. Но это вещество не укомплектовано (не оформлено) в ядро. Клетки бактерий называют безъядерными. По этому признаку (и ряду других) бактерий относят к прокариотам.
Процессы жизнедеятельности бактерий
По способу питания дробянки:  
          Бактерии
                  ||
  Гетеротрофы Автотрофы
                 ||  
  Сапротрофы Паразиты 

  Симбионты
Симбиоз- сожительство организмов разных видов. Самая высокая форма симбиоза - мутуализм, сожительство настолько тесное, что организмы не могут жить друг без друга.
Взаимосвязь сожительства можно наблюдать, например, между глубоководными животными и светящимися бактериями. Такие бактерии живут на теле животных в специальных органах свечения – фотофорах.
Явление свечения в темноте называется - биолюминесценция.
С помощью фотофоров животные могут рассмотреть на небольшом расстоянии подводные объекты, привлекать к себе других обитателей глубин, отпугивать врагов. Особенно много фотофоров на теле головоногих моллюсков.
Вспомните семейство двудольных растений, у которых наблюдается 
симбиоз с бактериями. Как называются эти бактерии и каково их 
значение для растений? (Азотфиксирующие).
Ученым известно, что в желудках жвачных животных (коровы, овцы, козы) обитают бактерии, помогающие переваривать траву.  
Можем ли мы считать их симбиотическими? Ответ обоснуйте.
По способу дыхания дробянки:
  Аэробы Анаэробы
 бактерии, которые используют бактерии, которые живут свободный кислород без кислорода
Для аэробов ограничивающим фактором является не только пища, но и снижение концентрации кислорода. Все бактерии в процессе жизнедеятельности выделяют в окружающую среду продукты своего обмена веществ, часто тормозящие размножение или вызывающие их гибель.
 Размножение
у бактерий бесполое.

Их клетки растут, вытягиваются и делятся поперечными перегородками надвое. У некоторых бактерий клетки, образующиеся в результате деления,
не расходятся, а склеиваются оболочками, образуя характерные скопления,-
пары, цепочки, грозди.
Большинство бактерий в благоприятных условиях размножаются очень быстро: деление их может происходить каждые 20-30 минут.
Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий 2 600 бактерий, а к концу занятий их количество достигает 13 500 . Из одной бактерии при +30 С через каждые 30 секунд образовывается две, при +20 С их деление замедляется в 2 раза, а при +10 С - в 20 раз. Прекращают размножаться микробы при +3 С и +4 С. В зимнем морозном воздухе почти нет бактерий.

  «Нельзя человека
закупорить в ящик.
  Жилище проветривай
лучше и чаще».
  В. Маяковский. 

В Антарктиде найден ящик с продуктами, который был оставлен еще экспедицией Скотта. Анализ показал, что продукты сохранили свои качества.
Если запасы питательных веществ истощились, то рост колонии бактерий замедляется и останавливается, но многие в таких условиях приступают к образованию спор. Эти споры служат не для размножения, как у растений, а только для сохранения особей и вида. Спора образуется из уплотняющейся клетки бактерии, вырабатывающей при этом особо плотную оболочку. В итоге споры оказываются очень стойкими к неблагоприятным условиям (высыханию, низким и высоким температурам и пр.) и сохраняют жизнеспособность сотни и тысячи лет (например, в египетских мумиях, в толщах недр, в трупах мамонтов из сибирской вечной мерзлоты). Благодаря спорам бактерии сохраняются очень долго.
Обобщение и систематизация знаний учащихся:
Просмотр учебного видеоматериала о безъядерных организмах
-Бактерии, живущие в бензине и керосине, питаются этими веществами, вызывая их брожение
К каким опасным последствиям это может привести, особенно в жаркую погоду?
-Почему в сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных?
( Многие бактерии переживают неблагоприятные условия, покрытые толстой оболочкой- цистой).













  Бактерии
Казнить или помиловать?

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет то, что он хочет. И сила биологического опыта колоссальна. И.И.Павлов  
   
Какой незатейливый опыт докажет, что в воздухе много бактерий?
1) сквашивание молока;
2) порча продуктов; (а почему в холодильнике не так быстро портятся?);
А как вы думаете, почему в кабинете, где редко проветривается - чаще болеют?
А откуда в воздух попадают микроорганизмы?
(из почвы)

Исследовательская работа
Опыт 1
За 3-4 недели до урока в банку емкостью 2-3 л поместили пробы воды, почвы
Банку закрыть стеклянной пластиной и держать на свету. При рассматривании под микроскопом с помощью длинной пипетки отберите пробы воды с поверхности дна, с освещенной стороны.
- Кого мы видим?
(бактерии, цианобактерии, а также растения и животные)
Какое разнообразие жизни только в капельке воды!
Если сказать словами поэта:
  Какое чудо из чудес-
  Живущее, живое!
А что говорить обо всем мире?
И всех их объединяет клеточное строение.
А различает наличие ядра, количество клеток.
Рассказ:
Вряд ли найдется в мире загадка более привлекательная и трудная, чем жизнь живого. Что и говорить, природа поработала очень хорошо. Строительство клеток, а из них организмов – это вершина ее творчества.
Она решила эту проблему очень экономно и оригинально. Правда природа потратила очень много времени. Трудно человеку проникнуть в лабораторию такого творца. Однако очень нужно, так как она хранит секреты наследственности, структуры организмов, роста, многих заболеваний…

Опыт 2
Тема:
Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.
Цель:
Знакомство с внешним обликом крупной бактерии и закрепление умения работать с микроскопом.

   

Оборудование:
1. Микроскоп, инструментарий. 
2. Культура сенной палочки. 
Ход работы:
Культуру сенной палочки вы можете вырастить, если немного сена прокипятить в воде (5-10 мин), чтобы очистить данную бактерию от других видов, которые могут оказаться в сене. Полученный настой профильтруйте и оставьте в темном месте на 5-6 дней. На поверхности воды появится пленка. Это и есть размножившаяся культура сенной палочки.
1. Приготовьте микропрепарат бактерии сенная палочка.
2. 2. Рассмотрите его при малом (8х10) и большом (8х20) увеличении микроскопа. 
3. Отметьте форму и окраску бактерии.
Вывод:
Опыт по извлечению бактерий сенной палочки прошёл успешно.
Способность выжить в практически любых температурных условиях позволяет утверждать, что бактерии сенной палочки присутствуют в пучке прошлогодней травы.
Таким образом, мы сумели не только извлечь невидимые нам бактерии из сена, но и с успехом размножить их.
Мы ещё раз убедились, что бактерии существуют вокруг нас.


Цианобактерии - самые древние фотосинтезирующие организмы. Ученые считают, что им около 3,5 миллиардов лет.  
Сине–зелёные водоросли встречаются во всевозможных и почти невероятных для существования местах обитания, на всех континентах и во всевозможных водоёмах Земли. Окраска их варьируется от чисто-сине-зелёной до фиолетовой или красноватой, иногда до пурпурной или коричневато-красной. Самым обычным типом размножения у сине-зелёных водорослей является деление клеток надвое. Сине-зелёные водоросли размножаются и другими способом - образованием спор. 
Известно, что большинство сине-зелёных водорослей способно синтезировать все вещества своей клетки за счёт энергии света. Отдел сине-зелёных водорослей считают старейшей группой автотрофных растений на Земле (примитивное строение клетки, отсутствие полового размножения, жгутиковых стадий). По цитологии сине-зелёные водоросли сходны с бактериями. 
В Украине повсюду можно встретить представителей таких цианобактерий, как носток, анабена, микроцистис.
Носток живет как в воде, так и на суше во всех климатических зонах - от Арктики до пустынь. Носток содержит гетероцисты и усваивает азот из воздуха. 
Анабена вызывает «цветение» воды.
Микроцистис встречается в планктоне и на дне водоемов, есть и сухопутные формы. Он тоже может вызывать «цветение» воды. Некоторые его виды содержат ядовитые вещества и выделяют их в воду.
Вот почему рыбы могут задохнуться. Одной из причин «цветения воды» летом является массовое размножение цианобактерий. Толщина шара может достигать до 10 см., поэтому затрудняя доступ кислорода в воду.
Кроме этого цианобактерии в процессе жизнедеятельности выделяют ядовитые вещества, которые негативно влияют на рыб.
Естественно, что кроме кислорода во время фотосинтеза образуется большое количество органики, для распада которой необходим кислород. Если его не достаточно, то органические остатки распадаются без доступа кислорода с выделением метана, сероводорода, аммиака.

Царство бактерий – большая и многообразная группа живых существ. В этом царстве выделяется особая группа – отдел Цианобактерии. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл. Из-за этих свойств цианобактерии очень долго относили к царству растений, называя их сине-зелеными водорослями.
 
Значение:
1. Цианобактерии, по общепринятой версии, явились «творцами» современной кислородсодержащей атмосферы на Земле.
2. Цианобактерии составляют значительную часть океанического планктона, а это большая часть пищевых цепей.
3. Используют как пищу или пищевые добавки.
  Болезнетворные бактерии
  (Создание ситуации удивления)
Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал: « Раз меня вызывают на дуэль, то я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одной возбудитель холеры, а в другой – чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью из другой колбы»
  - Как можно назвать такой вид оружия?
- Как вы думаете, состоялась ли дуэль?
  ( Дуэль не состоялась, оружие бактериологическое.)
  Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные (от греч. «патос» - болезнь и «генезис» - происхождение) бактерии - источник различных заболеваний человека и животных, таких, как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. 
Поражают бактерии и растения.
  Среди бактерий имеется много болезнетворных (патогенных) видов, вызывающих заболевания у людей, животных или растений.
Видеофрагмент №1 «Болезнетворные бактерии»
  В летописях описаны страшные картины свирепствования чумы. Летописцы отмечали, что ей были доступны и острова, и пещеры. Она проникала за водные и горные преграды. Города и селения замирали, на улицах можно было увидеть только могильщиков.
  Не менее опасна была оспа, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В 19 в. В Западной Европе ежегодно умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся, и из восьми человек трое умирали.
  В начале 19в. стала распространяться холера.
  На всем протяжении истории человечества врачи и философы, жрецы и ученые пытались выяснить природу туберкулёза. Наиболее наблюдательные из них догадывались, что эта болезнь заразна. Не случайно в Древней Персии чахоточных больных изолировали от здоровых, а в Древнем Риме знали о опасности совместного проживания с чахоточными больными. В Индии были запрещены бараки с больными туберкулёзом. И инфекционная природа этого заболевания была доказана немецким ученным Робертом Кохом только в 1882 году, когда он открыл возбудителя туберкулёза, относящегося к роду микобактерий, еще до сих пор называют палочкой Коха (туберкулезная палочка).
В Египте была обнаружена мумия человека с повреждёнными внутренними органами, возраст которой насчитывает более 2 тысяч лет. Материал из пораженных участков исследовали на специальных питательных средах и была получена палочка Коха, которая имела способность к размножению. И это спустя 2 тысячи лет!
 Тяжелое заболевание брюшной тиф вызывает бактерия сальмонелла, дизентерию – бактерия шигелла. Болезнетворные бактерии разносятся по воздуху с капельками слюны больного человека при чихании, кашле и даже при обычном разговоре (дифтерия, коклюш). В пыли и почве живут бактерии рода клостридиум – возбудители газовой гангрены и столбняка. Некоторые бактериальные заболевания передаются при физическом контакте с больным человеком (венерические болезни, проказа). 
Ботулинические бациллы вызывают опасное пищевое отравление – ботулизм, часто приводящее к смерти человека. Бактерия, вызывающая ботулизм, попадает с плохо промытыми продуктами в консервы и активно развивается в бескислородных условиях при обилии белка. В результате ее жизнедеятельности в мясных или грибных консервах накапливается страшный яд ботулин.
Часто болезнетворные бактерии передаются человеку с помощью так называемых переносчиков. Например, мухи, ползая по нечистотам, собирают на своих лапках тысячи болезнетворных бактерий, а затем оставляют их на продуктах, потребляемых человеком.
Болезни могут быть связаны и с проникновением бактерий в раны. В глубоких ранах, загрязненных почвой, развиваются бактерии, вызывающие газовую гангрену и столбняк. Эти заболевания очень опасны и часто заканчиваются смертельным исходом.
Видеоматериал № 2 «Столбняк».
Поверхностные раны и ожоги легко инфицируются стафилококками и стрептококками, которые вызывают гнойные воспаления.
Открытие болезнетворных бактерий позволило найти средства борьбы со многими болезнями. Однако бактерии быстро приспосабливаются к лекарствам, и ученым приходится разрабатывать все новые и все более сильно действующие препараты.
Деятельность некоторых бактерий используется человеком в производстве лекарств, разнообразных органических веществ, новых пищевых продуктов. Специальные виды бактерий вырабатывают сильные антибиотики (стрептомицин, тетрациклин и т. п.) – вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных организмов.
 Гигиенические рекомендации:
-Оцените возможности уничтожения болезнетворных бактерий в организме больного человека.
  В современной медицине существуют надежные средства защиты человека от болезнетворных микроорганизмов:
1- при высокой степени зараженности используют лечебные сыворотки, 
которые содержат готовые антитела
  ( Луи Пастер впервые ввел вакцинирование против сибирской язвы).
2- прививки используют для профилактики заболеваний.
3- для повышения иммунитета используют препарат интерферон.
4- для лечения антибиотики употребляют по назначению врача.
(Многие микроорганизмы ведут друг с другом «химическую войну», выделяя в окружающую среду вещества, для них самих безвредных, но убивающих или тормозящих рост конкурентов за пищевые ресурсы). 
 Люди научились находить такие организмы, выращивать их на искусственных средах и выделять из них антибиотики.
Особенно популярны почвенные бактерии: актиномицеты, стрептомицеты-
антибиотики: стрептомицин, тетрациклин, актиномицин, грамицидин и т.д.)

Отрицательное значение бактерий

Во многих случаях бактерии могут быть вредны для человека. Так, сапротрофные бактерии портят пищевые продукты. Чтобы уберечь продукты от порчи, их подвергают специальной обработке (кипячение, стерилизация, замораживание, высушивание, химическая очистка и т. д.). Если этого не делать, могут произойти пищевые отравления.
Обосновать способ сохранения продуктов:
(Способы уничтожения вредных бактерий в пищевых продуктах).
1-высушивание (фрукты, рыба, грибы, травы).
2-консервирование (овощи, грибы, фрукты, ягоды).
3-маринование (овощи, грибы).
4-засахаривание (варение).
5-кипячение (вода, молоко).
6-пастеризация (молоко).
7-силосирование (зеленая масса растений).
При таких условиях бактериальные клетки погибают и продукты не портятся
-Известно, что воздух в местах большого скопления людей - кинотеатрах, 
на вокзале, в больнице, в школе насыщен бактериями, а в чистом воздухе, 
особенно в природных условиях, их мало.
Почему?
Биологически активные вещества, которые выделяют растения, характеризуются бактерицидными свойствами- фитонцидами.
 Фитонцидов больше всего: в чесноке, горчице, хрене, алое, крапиве, черемухе, горохе, эвкалипте, цитрусовых.
Фитонциды, выделенные из зверобоя обыкновенного, оказались высокоактивными против бактерий и вирусов растений.
Представьте себе, что все бактерии на Земле уничтожены. Какие могут быть последствия?

Почему без бактерий невозможна жизнь на Земле?

  Значение бактерий в природе и в жизни человека
Полезная деятельность бактерий.
Бактерии играют важную роль на Земле. Они принимают самое активное участие в круговороте веществ в природе. Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются с помощью бактерий существенным изменениям. Эта их роль в природе имеет глобальное значение.
 Появившись на Земле раньше всех организмов (более 3,5 млрд лет назад), они создали живую оболочку Земли и продолжают активно перерабатывать живое и мертвое органическое вещество, вовлекая продукты своего обмена в круговорот веществ. Круговорот веществ в природе является основой существования жизни на Земле.
Распад всех растительных и животных остатков и образование перегноя и гумуса тоже производится в основном бактериями. Бактерии – мощный биотический фактор в природе 
Огромное значение имеет почвообразовательная работа бактерий. Первая почва на нашей планете была создана бактериями. Однако и в наше время состояние и качество почвы зависят от функционирования почвенных бактерий.
 Особенно важны для плодородия почвы так называемые азотфиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты бобовых растений. Растения обеспечивают бактерии органическими питательными веществами, а те дают растениям азот.
Бактерии очищают грязные сточные воды, расщепляя органические вещества и превращая их в безвредные неорганические. Это свойство бактерий широко используется в работе очистных сооружений.
Брожение известно людям с незапамятных времен. Тысячелетиями они использовали молочнокислое брожение при изготовлении различных молочных продуктов, сыров;
 спиртовое брожение – при изготовлении вина, в пивоварении, квашении капусты, приготовлении уксуса. При этом не подозревали, что брожение – результат жизнедеятельности бактерий.
Свеженадоенное молоко задерживает размножение бактерий. Со временем оно теряет это свойство. Спустя два часа после дойки в 1 см3 молока 18 600 микробов, а через 6 часов их в 20 раз больше. В молоке быстро размножаются бактерии. 
Полезными являются молочнокислые бактерии, которые в процессе жизнедеятельности выделяют молочную кислоту. Эта кислота препятствует развитию других бактерий. Молочнокислые бактерии вызывают образование молочнокислых продуктов – простокваши, кефира, йогурта и т.д. 
При болезненных явлениях, когда деятельность гнилостных бактерий в кишечнике повышена, полезно применять, как советовал И.И. Мечников, кислое молоко.
С давних времен в Индии существует рекомендация из Аюр Веды: «Пей кислое молоко – и проживешь долго».
Видеоматериал №3 «Изготовление йогурта»
Разработан распадающийся в почве биопластик.
Компания «Метаболикс» в Кембридже (штат Массачусетс) начинает производство биопластика Мирэль, который распадается в почве под воздействием микроорганизмов. Мираэль сохранят устойчивость при температуре до 140 градусов по Цельсию и является на сегодняшний день самым устойчивым к высоким температурам биопластиком.
На сегодня, наиболее распространенный биопластик - полилактата, но размягчается при температуре 60 градусов, что ограничивает его применение.
Мираэль сделан из вещества, которое производят генетически модифицированные бактерии. Питаясь глюкозой из кукурузного крахмала, бактерии создают вещество, из которого можно получить либо гибкую пленку, либо твердое кристаллическое вещество
Обобщение и систематизация знаний учащихся:
-Почему бактерии, возникнув на Земле самыми первыми более 3 млрд лет назад, не вымерли, а существуют и поныне.
Почему без бактерий невозможна жизнь на Земле?
-Какова роль бактерий в природе и в жизни человека?
-Почему в сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. 
Дайте объяснение этому явлению.
  Бактерии. Казнить или помиловать?
 Тест-контроль.
Подведение итогов урока
Ученикам предлагается дать самооценку деятельности на уроке и полученного результата по плану: 
  “Я”: 
  Как чувствовал себя в процессе работы? 
  С каким настроением работал? 
  Доволен ли ты собой? 
  “Мы”: 
  Насколько мне комфортно работалось в группе? 
  Я помогал товарищам – они помогали мне. Чего было больше? 
  Были ли у нас затруднения при работе в группе? 
  "Проект":
  Достигли ли мы цели? 
  Для чего нам материал, изученный сегодня? 
   
 Учитель: спасибо за работу. До свидания.  



Категория: хімія і біологія | Добавил: imidg (03.10.2008)
Просмотров: 24880 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.9/10 |
Всего комментариев: 1
0
1 батька   [Матеріал]
отличная работа

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020