Занятие по обучению грамоте детей с ОНР III уровня в старшей логопедической группе. Тема: ЗВУК «Р». Цель: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком «р», артикуляцией и символом; - продолжать учить слышать заданный звук в слогах и словах; - учить определять количество звуков в слове; - продолжать учить детей подбирать слова с заданным звуком, заданным слогом. Коррекционно-развивающие: - развивать: фонематический слух, зрительное восприятие, память, мышление. Коррекционно-воспитательные: - формировать произвольность поведения; - формировать положительную мотивацию к обучению. Материал: предметные картинки «ворона» и «машина», символы звуков, индивидуальные зеркала, предметные картинки. Использование ИКТ: · презентация «Артикуляционная гимнастика» (Приложение 2); · презентация физкультминутки «Веселые ребята» (Приложение 4). Ход занятия. I. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! «Мы будем разговаривать И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб всем было понятно! А кто догадался, чем мы будем заниматься? Мы будем продолжать учиться красиво и правильно говорить! Правильно говорить, это хорошо? А почему хорошо? II. 1.- Дети, вы любите слушать интересные истории? Сейчас я вам расскажу про одну путешественницу и ее приключения. Но мне нужна ваша помощь. Отгадайте, кто эта путешественница. Прилетела на базар, Громко всем сказала: "Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я – (ворона). Да, это ворона. Логопед демонстрирует картинку. (Приложение 1) - Она радуется весне, сидит на солнышке и улыбается. Улыбнемся и мы. (Приложение 2, просмотр презентации «артикуляционная гимнастика») (Дети берут зеркала. Упражнение «лягушка»). Захотелось вороне поесть. Открыла она широко рот, высунула широкий язычок и ждет комарика. (Упражнение «блинчик»). Вот летит комарик и поет свою песенку з-з-з! Язычок спрячьте за нижние зубки. (Упражнение «комарик»). Комарик полетел высоко вверх, и язычок поднялся вверх и спрятался за верхние зубки. Комарик полетел дальше, а ворона полетела за ним. Она летела и смотрела по сторонам. (Упражнение «часики»). Под кустиком она увидела грибок. (Упражнение «грибок»). На полянке паслась лошадка. (Упражнение «лошадка»). Оказалась она возле большой дороги. Вдруг, слышит какой-то рокот (Упражнение «моторчик»). Как вы думаете, что это может быть? (Логопед выставляет на стол картинку машины.) Правильно, машина. Она увидела ворону и остановилась - Ты кто? – спрашивает машина. - Я ворона, кар-кар. А ты кто? - Я машина. Мой мотор поет: р-р-р. Хочешь, ворона, путешествовать вместе со мной? - Конечно, хочу – сказала ворона и села в машину. А вы, ребята, хотите узнать, что было дальше? 2. - Я вам напомню, как поет машина: р-р-р! Чтобы правильно произнести звук «Р» надо открыть рот, поднять кончик язычка за верхние зубки и подуть на него так, чтобы он начал вибрировать под действием воздушной струи. Не забудем добавить голос! (Демонстрация артикуляции звука «Р») - А вы помните, чья это песенка? (Песенка машины). Давайте вместе и правильно её споём (коллективно, индивидуально). - Что создает препятствия для звука «Р»? (Язычок и зубки). - Как называется звук «Р»? (Звук «Р» - согласный твердый). - Мы будем обозначать звук «Р» таким символом. (Логопед демонстрирует детям символ звука «Р»). (Приложение 3). 3. Игра «Кто внимательный?» - Я буду называть слова, как только вы услышите звук «Р», хлопните в ладоши. Слова: «работа», «нос», «корабль», «шкаф», «мотор», «весна», «повар», «игра», «посуда», «маляр») Проговаривая слова, логопед интонирует звук «Р». - Молодцы! Вы были внимательны, услышали звук «Р». 4. Игра «Произнеси правильно!» Ра-ра-ра — начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. Ар-ар-ар – кипит наш самовар. Ор-ор-ор – созрел красный помидор. Ир-ир-ир – мой папа командир. - Умницы! Вы все старались правильно произнести звук «Р». 5. - Пришло время немножко отдохнуть и подвигаться вместе с «Веселыми ребятами». (Презентация физкультминутки «Весёлые ребята») III. 1. Ворона с машиной едут дальше, разговаривают. Машина спрашивает: Ворона, а у тебя в названии слышится звук «Р»? - Ворона: слышится. - Машина: А вот в моем названии нет звука «Р». И вдруг они увидели рассыпанные картинки. (Приложение 5.) -Дети, ворона и машина просят вас помочь им разобрать картинки. Вороне будем давать картинки в названиях, которых слышим звук «Р», а машине картинки, в которых не слышим звук «Р». Слова: «ромашка», «буратино», «дом», «трава», «хлеб», «улитка», «бабочка», «корова», «корабль», «солнце». - Давайте вместе проверим, правильно ли выполнено задание? Вы научились слышать звук «Р» в слове и умеете замечать свои ошибки. 2. Работа с символами звуков. - Ребята, а вы хотите еще поиграть с вороной и машиной. - Вы знаете, какие слова они могут произнести? Правильно. Ворона – «КАР», машина – «Р» - Какой первый звук мы слышим в слове «кар»? Звук «К». Найдите символ звука «К» и поставьте его в начале слова. - Какой следующий звук слышим? Правильно, звук «А». Найдите его символ и поставьте рядом со звуком «К». - Какой еще звук мы слышим? Правильно. Звук «Р». Найдите символ звука «Р» и поставьте рядом со звуком «А». - Сколько звуков получили в слове «кар»? Правильно, три. - Какой первый звук слышим в слове машины? Звук «Р». - Сколько звуков в слове машины? Правильно, один. - Машина и ворона благодарны вам за то, что вы правильно определили количество звуков в их словах и предлагают поиграть. 3. Игра «Закончи слово». (Подбор слов с заданным звуком, слогом). Ворона собирает слова: КАРман, КАРавай, КАРандаш, КАРта. Машина собирает слова: Рак, Ракета, Работа, Робот. Дети считают, сколько слов собрали ворона и машина. - Ворона и машина собрали одинаковое количество слов, а вы отлично справились со сложным заданием! - Машинке и вороне понравилось с вами играть, но им пора дальше путешествовать. Поблагодарим их и попрощаемся. IV. С каким звуком познакомились? Как мы его обозначаем? Назовите слова со звуком «Р». Что было самым трудным сегодня? Ребята, я уверена, что со всеми трудностями мы с вами вместе справимся, и вы обязательно научитесь красиво и правильно говорить! А теперь наше занятие закончено. Всем спасибо за работу!
|