Занятие учителя
– логопеда Емельяненко Н.А
Тема: Дифференциация
звуков [С] - [З] в словах.
Цели
и задачи:
закреплять знания о звуках [С] - [З]: произношение и навыки дифференциации
звуков в словах; продолжать учить дифференцировать согласные звуки по звонкости
– глухости, соотносить звук с символом, развивать грамматический строй речи:
упражнять в согласовывании имени существительного с именем прилагательным в роде; развивать
фонематический слух, навыки фонематического анализа, зрительное и слуховое
восприятие, силу голоса, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в
пространстве, логическое мышление; обогащать словарь; воспитывать любовь к родному языку, желание
говорить правильно.
Оборудование: (всё занятие
проводится с использованием ноутбука)
ноутбук; картинки с изображением героев занятия (куклы Соня и Зоя); символы для
изображения звонкости – глухости согласных
звуков; картинки для проведения мимических, артикуляционных,
дыхательных, голосовых упражнений; картинки – грибы; схема к игре «Обед»;
таблица согласных звуков к игре «Посчитай нас».
Ход занятия.
I.
Организационный
момент.
Эмоциональный
настрой ребенка:
Вместе
с солнышком встаем, вместе с птичками поем. С добрым
утром, ясный день.
Давай
друг другу улыбнемся, сядем за стол с
хорошим настроением и будем заниматься. (Все задания выполняются с опорой на
зрительный и слуховой анализаторы).
1. Мимические упражнения для мышц лица: (Слайд №1.
Приложение № 1. Картинки на мониторе, упражнения выполняются под счет логопеда)
«Нахмурились – Удивились» (выполняем 4
-5 раз)
«День – Ночь» (выполняем 4 -5 раз)
«Толстячок – Худышка» (выполняем 4 -5
раз)
«Ириска» (выполняем 4 -5 раз)
«Ящик» (выполняем 4 -5 раз)
2. Артикуляционные упражнения для звука [С - З]: (Слайд № 2,
упражнения выполняются под счет логопеда, наглядный материал - на мониторе)
«Бегемотик» (выполняем 4 -5 раз)
«Блинчик» (выполняем 4 -5 раз)
«Часики» (выполняем 4 -5 раз)
«Лягушка – Слоник» (выполняем 4 -5 раз)
«Чистим нижние зубы» (выполняем 4 -5
раз)
«Киска рассердилась» (выполняем 4 -5
раз)
«Ослик» (выполняем 4 -5 раз)
3. Дыхательные упражнения: (Слайд № 3)
«Понюхай цветок» (выполняем 4 -5 раз)
«Подуй на горячий чай» (выполняем 4 -5
раз)
4. Голосовое
упражнение:
«Мышка и Мишка »
II.
Основная часть.
(Слайд № 4.
Приложение № 2. На мониторе девочки Соня и Зоя.)
Логопед:
Посмотри, кто к нам пришел в гости? (девочка Соня и
девочка Зоя)
- Правильно девочка Соня и девочка Зоя.
- Какую песенку любит петь
Соня? (С-С-С)
- А какую песенку поёт
Зоя? (З-З-З)
(На мониторе появляются значки обозначающие глухость и звонкость
звуков [С] - [З]) (Приложение
№ 3)
-
А вот значки, а как ты думаешь, чьи это значки? (Сони
и Зои)
-
Тебе нужно выбрать значок Сони и подарить ей. Чтобы тебе не ошибиться, давай
положим ладошку на горлышко и пропоем песенку Сони.
-
Так, какой значок ты подаришь Соне?
(Ребенок наводит курсором на значок который считает правильным )
-
Правильно, молодец! А какой значок ты подаришь Зое? (выполняем аналогично звуку
[С] )
-
Молодец, правильно!
-
Смотри, (появляются
картинки) девочки выбрали себе картинки.
Всё ли правильно сделали Соня и Зоя?
Игра «Четвертый
лишний»
(Приложение № 4)
-
Какая картинка лишня у Сони? (картинки: сом, носок, ваза, нос).
-
Какая картинка лишняя у Зои? (картинки: зебра, сок, роза, воз).
Соня
и Зоя хотят тебе показать, чем будут
сегодня заниматься:
(Слайд
№ 5. Приложение № 5)
v
Игра
«Собери пазлы»
v
Поход в лес - игра «Собери грибы»
v
Обед
– игра «Из чего обед?»
v
Игра
«Поэт»
v
Ученицы
– игра «Посчитай нас»
Соня
и Зоя приглашают и тебя провести с ними весело время. Ты согласен? (Да).
-
Девочки решили собрать пазлы, но у них не получается, давай поможем Соне и Зое.
Игра «Пазлы». (Слайд № 6.
Приложение № 6)
Ход
игры: ребенок
должен найти картинку по аналогии со схемой: в начале слова, в середине слова;
в конце слова, навести курсором на картинку и четко назвать, что изображено на
картинке выделяя звук [С] или [З].
-
Молодец! Как ты ловко справился с этим заданием. Давай посмотрим , чем дальше
Соня и Зоя будут заниматься.(возвращаемся к слайду №5) Девочки собрались в лес.
А, что можно делать в лесу? (……) А мы с тобой пойдем собирать
грибы? (Слайд № 7, приложение № 7)
-
Ой, сколько много грибов. Поможешь Соне и Зои собрать грибы?
Игра «Собери грибы». Заменить в
словах один звонкий согласный звук парным глухим, а глухой – парным звонким.
-
Грибочки растут слева и справа, покажи где у тебя левая рука, а где правая? На
каждом грибочке есть картинка в названии которой есть звук [С] или [З]. Слушай
внимательно задание: тебе нужно соединить грибочек слева с грибочком справа стрелочкой название картинок которая отличается одним
звуком, например: коса – коза (показ логопеда)
Картинки:
розы - росы, коза – коса, зуб – суп, зайка – сайка.
-
Молодец, что помог собрать грибы Соне и Зое. Без тебя они бы не справились.
Речь
с монитора Сони и Зои: Славно мы с тобой потрудились,
Время провели не зря,
А сей час ,моя подружка,
Пообедать нам пора.
-
Пошли к Соне и Зое в гости и посмотрим, что они приготовили на обед.
(слайд
№ 8, приложение № 8 )
-
Посмотри внимательно на схемы и постарайся узнать, что девочки
приготовили: на первое? ( кастрюля +
горох ) – гороховый суп;
на второе? (тарелка +
гречневая крупа) – гречневая каша;
на третье? (вафельный
стаканчик + мороженое и фрукты) – фруктовое мороженое.
-
Вот какой вкусный обед приготовили Соня и Зоя. Девочки решили поиграть с
пальчиками, давай и мы расскажем и покажем стихотворение про зайчиков.
ІІІ. Физминутка. (Слайд № 9,
приложение № 9)
Пальчиковая гимнастика
(На мониторе картинки – подсказки).
-
Смотри на монитор и выполняй движения
проговаривая.
«Зайчики»
Жили – были зайчики
На лесной опушке,
Жили – были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
-
Молодец, ты хорошо показывал зайчика.
-
А чем, там занялись Соня и Зоя? Давай посмотрим (возвращаемся к слайду № 5)
Смотри, девочки решили поиграть в поэта. А кто такой поэт? (Это тот
человек, который сочиняет стихи.) Но у
Сони и Зои не получается. Ты поможешь им? Сей час я взмахну волшебной палочкой
и ты превратишься в поэта.
Игра «Рифма». (Слайд № 10.
Приложение № 10)
-
Слушай внимательно задание. Соня и Зоя будут начинать стих, а ты должен
закончить его, подобрав картинку близкую по звучанию.
Например: На столе лежала сайка
А по лесу бегал
…(зайка)
Щиплет травку коза
Косит травушку …(коса)
Распустились
утром розы
На цветах
сверкают …(росы)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы …(зуб)
-
Ты молодец, у тебя все получилось. Чем же дальше девочки решили заняться?
Давай, посмотрим? (возвращаемся к слайду № 5) Наши девочки осенью собираются
идти в школу. Интересно, что они написали?
(слайд
№ 10)
-
А они написали свои любимые буквы.
-
Найди и сосчитай все буквы Сони и нажми на ту цифру, сколько букв у тебя
получилось.
-
Правильно, молодец.
-
А теперь посчитай, сколько букв Зои и тоже нажми на нужную цифру.
-
Ты просто, молодец.
ІV. Заключительная
часть
Подведение
итогов занятия
Речь с монитора Сони и Зои:
-
Дружок, тебе понравилось с нами играть?
- А какая игра
тебе больше всего понравилась?
- А в какую игру
тебе было трудно играть?
- Спасибо тебе за
помощь, но нам уже пора отдыхать.
-
Давай скажем Соне и Зое «Спасибо» (Спасибо Соня. Спасибо Зоя) и «До свидания».
(До свидания, Соня. До свидания, Зоя)
-
Ты сегодня был молодец. Со всеми заданиями справился.
-
До свидания, …… . (До свидания, Наталия Анатольевна)
Додатки
|