УКРАИНА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГОДАРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ /ЯСЛИ-САД/
«РЯБИНКА» №14
Конспект индивидуального
логопедического занятия
Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях,
предложениях.
Подготовила:
учитель-логопед І категории
Гаврилюк Наталия Павловна
Энергодар
2012
Тема: Автоматизация
звука [р] в словах, словосочетаниях и
предложениях.
Цель:
Развивать целостное восприятие,
общую и мелкую моторику, внимание, зрительную и слуховую память,
самоконтроль за
собственной речью. Воспитывать желание
говорить правильно, сравнивая свою речь с речью логопеда.
Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, словосочетаниях
и предложениях; в определении наличия и места звука [р] в
словах; в согласовании существительных с
числительными. Продолжать учить подбирать слова-антонимы, слово-предмет к
подходящему слову-действию. Учить отвечать на поставленные вопросы, формировать
диалогическую сторону речи.
Оборудование: карта; парусник; разрезные картинки (крокодил,
обезьяны, попугай, пират); ананасы с изображенными на них картинками (робот,
рысь, радуга, корова, носорог, фартук, светофор, мухомор, самовар).
Картинки: пирожок (5
шт.), ватрушка (5 шт.), груша (5 шт.); ракета, рак, рыба, рубашка, топор, торт,
ручка. Лист Ах4, на нём нарисовано три
пальмы. Панно: трава, а в ней
картинки (карандаши, крот, муравей, ромашки, тигр, вертолёт, краб) закрытые
окошечками. Сундучок с монетками и шоколадками.
Литература
1. Програма
розвитку дитини «Я у світі». Наук. кер.та заг. ред.
О.Л.Кононко – 3-є вид. випр. К.: Світич, 2009 (С-360).
2.
Борисова Е.А. Индивидуальные
логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2008
(С-60).
3.
Косинова.
Е.М. Уроки логопеда. Упражнения для развития речи. Библиотека Ильи Резника.
Эксмо. Москва, 2005 (С-98).
4.
Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В. Антонимы. Картинный дидактический материал для занятий и
игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2004.(С-48).
5.
Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для
детей с ОНР. III период. Картинный дидактический материал. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2005 (С-52).
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Логопед
предлагает ребёнку отправиться в морское путешествие. Но прежде чем оправиться
в путь, нужно построить лодку с парусом (парусник).
II.
Артикуляционная гимнастика «Строим парусник». Выполнение перед зеркалом упражнений:
1.
Берём длинные, гибкие доски для постройки. Упражнение «Качели». Улыбнуться, открыть
рот. На счет «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние
зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
2.
Необходимо покрасить их, чтобы лодка была красивая. Упражнение «Маляр». Улыбнуться, открыть рот.
Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не
должна двигаться.
3.
Сколачиваем доски прочными гвоздями. Упражнение
«Барабан» Улыбнуться, открыть
рот. Многократно и отчетливо произносить звук
Д-Д-Д-Д. Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
4.
Нужно не забыть поставить парус, иначе лодка не
поплывёт. Упражнение «Комарик».
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести
звук д-д-д. При его выполнении к воздушной
струе добавляется голос.
5.
Теперь
поднимаем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р-р.
ІІІ. Преобразовательная
часть.
Дидактическая
игра на развитие фонемовосприятия «Выбери
инструменты». (Логопед произносит слова: рубанок,
топор, лопата, кирка, гвозди, ведро, лом, трос, краска, доски, ребенок должен сжать пальцы в кулак, если в слове слышится звук [р], громко произнести его и топнуть ногой, когда звук в нём
не слышится.). Логопед показывает
ребёнку карту и даёт установку: нужно следовать намеченному пути, только тогда можно побывать на каждом
из островов. Ребёнок передвигает парусник по пунктирной линии к первому
острову. Педагог предлагает сложить разрезную картинку и узнать, кто живёт на
первом острове. (крокодил).
Дидактическая
игра «Покорми крокодила».
(На
первом острове живёт злой, голодный, зубастый … крокодил. Логопед предлагает покормить
его из имеющихся запасов. Пример: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка,
пять пирожков. Выполнение задания со словами «груши, ватрушки». Счет до пяти).
Ребёнок
передвигает парусник по пунктирной линии ко второму острову. Педагог предлагает сложить
разрезную картинку и узнать, кто живёт на втором острове (обезьяны).
Дидактическая игра «Помоги обезьяне разложить
ананасы».
(Педагог
предлагает ребёнку помочь обезьянам
разложить ананасы. Под первой пальмой выкладываются ананасы, если звук [р]
слышится в начале слова, под второй – в середине, а в третьей – в конце). Выполнение задания.
Ребёнок
передвигает парусник по пунктирной линии к третьему острову. Педагог предлагает сложить разрезную
картинку и узнать, кто живёт на третьем острове (пират).
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Он
не молодой, а … старый; не плохой, а
… хороший; не злой, а … добрый; не сердитый, а … радостный; не растрепанный, а …аккуратный; не ленивый, … трудолюбивый;
не глупый, а … мудрый.
Ребёнок передвигает парусник по
пунктирной линии к четвёртому острову (он необитаем). Здесь
можно отдохнуть и построить жилище (физминутка).
Строим,
строим, строим новый дом (Ребёнок
стучит кулачком о кулачок).
Дом
с высоким потолком. (Поднимает
руки вверх).
С
треугольной крышей. (Соединяет
подушечки пальцев рук, изображая крышу).
-
Вот с такой? (Показывает
покатую крышу)
-
Нет – выше!
(Показывает более высокую крышу)
Окон
в доме три и три (Показывает указательный, безымянный и средний
пальцы
одной руки, затем – другой).
Поскорей
в них загляни.
(Изображает, как заглядывают в окно)
Там
увидишь печку. (Соединяет большие и указательные пальцы рук)
На
печке – человечка. (Берёт
себя за уши, «дразнится» язычком)
Стены
– деревянные,
(Сгибаются руки в локтях)
Окна
в нем стеклянные. (Пальцами
двух рук делает прямоугольник)
Есть
труба кирпичная.
(Соединяет ладони вместе)
Работа
отличная! (Все
пальцы сжаты в кулак, большие подняты вверх)
Ребёнок передвигает парусник по пунктирной
линии к пятому острову. Педагог
предлагает сложить разрезную картинку и узнать, кто живёт на этом острове (попугай Ара).
Упражнение «Угадай». (Попугай Ара называет слово-действие, ребёнок подбирает к нему
подходящее слово-предмет, проговаривая словосочетание: Взлетает...
(ракета). Плывёт… (рыбка) и т.д.).
Логопед предлагает ребёнку отправиться на оставшийся
остров, для того чтобы отыскать сокровища.
Дидактическая игра «Волшебная полянка». (Логопед открывает картинку, закрытую
карточкой, задаёт вопрос: Что лежит в траве? (Карандаши). Ребёнок должен
составить предложение: В траве лежат карандаши и т.д). Примерные вопросы: Что лежит в траве? (Карандаши). Кто ползает в
траве? (Муравей). Кто роет землю? (Крот). Что растёт в траве? (Ромашка). Кто
спит в траве? (Тигр). Что стоит на траве? (Вертолёт). Кто бегает по траве?
(Краб).
Игра «Ищем клад». ( Логопед обращает внимание ребёнка на
пещеру в скале, предлагает заглянуть в неё. В пещере ребёнок находит сундук. В
нём монетки (пиастры). Среди них есть три шоколадных. Педагог дарит их ребёнку.)
IV. Оценочно –
контрольная деятельность.
С
каким звуком мы сегодня играли? Какое
упражнение мы выполняли при встрече с крокодилом? Чем помогли обезьяне, попугаю? Какой сюрприз
тебе сделал пират? За что?
Педагог
предлагает ребёнку вернуться домой на вертолёте, четко, и длительно произнося звук [р].
Додатки(архів)
|