Конспект занятия
по грамоте в подготовительной логопедической группе
(автор
учитель-логопед ДОУ № 166 Меснянкина
С.А.)
Тема:
«Звуки Р – Р и буква Р».
Цель: учить
составлять звуковые схемы, читать и печатать слова со стечением трёх согласных
звуков (стр-, здр-); работать над нахождением ошибок в предложении и умении их
предупреждать на письме; читать и озаглавливать связный текст. Совершенствовать
умение подбирать звуковые схемы к картинкам; обозначать ударный звук в сложных
словах и уметь объяснить эти слова. Развивать фонематический слух и
фонематическое восприятие.
Оборудование: игрушка
инопланетянина Альф, индивидуальные картинки и звуковые схемы, карточки для
чтения, таблицы для чтения, кассы букв и слогов.
Ход занятия.
І. Организационный
момент. (дети стоят)
- Сегодня занятие по грамоте у нас
необычное. И для того, чтобы понять, что у нас
сегодня будет, что нас ждёт, надо найти слово-код среди этих букв:
А П Т З Е М Л Я К О
С (Земля)
- что такое Земля? – (это место,
где растут растения; так называется наша планета;
- с какой буквы пишется название
нашей планеты Земля? – (с большой буквы);
-
как называются жители Земли? – (земляне).
- А заговорила я об этом не
случайно: мы получили письмо-приглашение в планетарий.
ІІ.
1. Планетарий – это место, где изучают планеты Солнечной системы. Вчера к ним в
гости прилетел житель планеты Уран. Вот он – его зовут Альф.
Погостив немного у нас, Альф
захотел пригласить землян в гости на свою планету. Хотите полететь с Альфом на
Уран? – (да).
А помогать нам в пути будет звук и
буква, которая есть в названии его планеты – это Р. Расскажите Альфу о звуке Р
– (согласный, твёрдый, звонкий). Теперь о его брате Р – (согласный, мягкий,
звонкий). Чем обозначается на письме звуки Р и Р? – (буквой Р); из чего состоит
буква Р? – ( из палочки и полукруга); в какую сторону смотрит полукруг? – (в
правую сторону).
2. Альф прилетел к нам на
летающей тарелке, но он оставляет её учёным для изучения. А на чём ещё можно
полететь в космос? – (на ракете); где стоит звук Р в этом слове? – (в начале).
Руководить нашей ракетой буду я: значит кто я на ракете? – (командир); где
стоит звук Р в слове командир? – (в конце). 3. Раз мы летим в гости, то что нам
надо с собой взять для жителей Урана? (подарки). – Правильно. И возьмём мы
картинки тех предметов, которыми пользуемся на Земле: игрушки – в каком слоге
находится звук Р?; краски – какие гласные звуки в этом слове?; абрикосы
– какой по счёту звук Р в этом слове?; пирамидка – назови мягкие согласные
звуки; самовар – назови первый и последний звуки; карта – какой третий звук
в этом слове?
4.
– Теперь мы готовы отправиться в путь. Заходите в нашу ракету и занимайте свои
места (дети садятся за столы).
Знаете, ребята, общаясь с Альфом, я
поняла, что он не знает многих наших слов. Я их записала на отдельных
карточках. Сначала вы прочтите своё слово, карандашом поставьте ударение и
объясните их смысл Альфу:
абажур – колпак для лампы, светильника;
этажерка – предмет мебели, в виде полочек,
укреплённых друг над другом;
табурет – предмет кухонной мебели, на котором
сидят;
маляр – профессия человек, который красит;
конверт – бумажная упаковка для отправления
писем и бумаг;
марка – знак оплаты почтовых отправлений с
рисунком и ценой.
5. – Спасибо, ребята, за помощь!
Да вот досада: у нас закончилось топливо и нам теперь надо срочно заправиться.
Как хорошо что у нас на пути планета Марс, на ней и заправимся. Но здесь так
просто не заправишься, надо подобрать ключи-коды к этим станциям.
(Подбор звуковых схем к картинкам на
местах)
6. – Как хорошо и быстро вы
справились и мы можем продолжить свой путь. Ребята, Альф предлагает нам
посетить планету Юпитер. Там живут существа с интересными именами. Хотите
познакомиться? – (да).Раньше у них были имена ТРА и ДРА. И тогда они решили
удлинить свои имена: к имени ТРА они впереди поставили звук С. Какое имя стало
теперь? – (СТРА). А к имени ДРА они добавили впереди звук З. И каким стали их
имена? – (ЗДРА). Давайте почитаем теперь, какие имена на планете Юпитер:
а а
о о
у у
здр и стр и
е е
я я
ы ы
7. – Альф мне объяснил, что такие
имена у них из-за вируса СТРАХА, который поселился у них на планете. Чтобы
победить его, надо это слово СТРАХ разобрать, составить звуковую схему и тогда
СТРАХ изчезнет.
(Анализ слова страх с демонстрацией
гримасы-схемы «страх»: сколько слогов, сколько гласных звуков и какой; назови
по порядку 1, 2, 3, 4, 5 звуки; сколько всего согласных звуков; сколько
выложенных сразу подряд согласных звуков;
выкладывание звуковой схемы)
8. – Как и на нашей планете, на
Юпитере есть страны. Давайте рассмотрим одну из них и составим схемы слова
СТРАНА. (3 человека у доски – 1 выкладывает звуковую схему, 2 выкладывает
буквами, 3-ий пропечатывает мелом. Остальные дети на местах записывают на
листиках звуковую схему и пропечатывают).
9. – Молодцы! Альфу так
понравилось как вы составляли схемы слов, что он решил дать вам и свои
картинки, а вы составите к ним звуковые схемы. (Индивидуальное составление
звуковых схем по картинкам)
10.
– А теперь нам надо отдохнуть, чтобы набраться сил перед дорогой.
(физ.минутка)
Мы тему занятия давайте наметим:
Планеты у солнца танцуют как дети.
Меркурий заводит их в хоровод, (ходьба по кругу хороводом)
Чуть дальше Венера (имитация плавающих движений)
В пространстве плывёт.
Встречаю я Землю вместе с тобой (взяться
за руки и поднять их вверх)
И огненный Марс, что кружит за Землёй. (кружение на месте)
За ними Юпитер - из всех великан. (развести
руки в стороны)
И дальше Сатурн в кольцах видится нам (колечки
из пальчиков)
11. – Чтобы снова попасть на наш
космический корабль, надо прочесть специальные слова и дверь откроется. (Чтение
слов со стечением 3 согласных букв стр-, здр-)
12. – Мы снова продолжаем свой
путь. И вот показалась необыкновенная планета, окружённая кольцами. Это планета
Сатурн. Посмотрите, нас встречают жители этой планеты с каким-то плакатом.
Давайте увеличим плакат и прочтём, что там написано:
Привет
жытелям земля отСатурна!
(дети
устно исправляют допущенные ошибки)
13. – Исправлять ошибки вы
умеете, а не делать их самим сможете? Вот сейчас и проверю. Пропечатайте вот
такое предложение:
На Земле живут звери.
14. – И вот мы, наконец, на
родной планете Альфа. Нам надо передать послание землян к жителям планеты Уран.
Вот перед вами три слова (планета, прекрасная, Украина), прочтите их, а слово Украина пропечатайте на листке. Как вы
думаете, о чём будет идти речь в послании? – (о нашей планете). А теперь
давайте узнаем, правильно ли вы догадались?
(Чтение текста)
Дорогие
жители Урана! Пишут вам ребята с Земли. Наша планета прекрасная и разная. Она
богата реками, морями. Наша страна – это Украина. Расскажите нам о планете
Уран.
- Какое можно придумать название к этому
тексту? – (Наша планета).
ІІІ. Итог. – Вот и закончилось наше путешествие. Пора
возвращаться домой. Я надеюсь вы долго будете помнить о нём. На прощанье жители
Урана подарили нам карточки с их буквами. А вы в группе или дома превратите их
в наши буквы.
|