Итоговое занятие по грамоте. (Подготовительная группа).
Тема: Царство полевых цветов.
Цель:
1) Продолжать учить детей составлять
предложения устно и схематически. 2) Упражнять в определении места положения
звуков в слове, закреплять звуковой анализ слова. 3)Совершенствовать чтение
слов и печатанье букв. 4) Активизировать словарный запас по
лексической теме «полевые цветы». 5)Развивать внимание, память, общую и мелкую
моторику, координацию речи с движением. 6) Воспитывать у детей интерес и
бережное отношение к природе. 7) Вызывать у детей сочувствие к игровым
персонажам, желание им помочь.
Оборудование:
Пособие «ромашка», пособие цветик-семицветик, игрушка - дедушка, ноутбук,
презентация, аудиозапись, изображения с цветами, картонные автобусы, линеечки с
картинками, конверт, клубок шерстяных
ниток, шляпа, демонстрационные фишки с обозначением звуков.
Ход занятия:
I.
Дети заходят в кабинет,
садятся на коврик полукругом. Логопед сообщает детям о своём хорошем
настроении, которым он хочет поделится со всеми. Включается радостная мелодия (приложение №1). Логопед, оставив себе
кончик нитки, передаёт детям по кругу клубочек ниток, при этом улыбается,
смотря деткам в глаза. Дети сидят полукругом и передают друг другу клубок и
свою улыбку. Затем нитку ложем на пол, логопед добавляет два картонных кружочка
на полу и спрашивает у детей, что получилось. Ответы детей. (Улыбка)
Логопед: «Теперь у всех присутствующих в кабинете будит хорошее настроение.
Молодцы!»
II.
Кто-то стучит в дверь. Под дверью находим конверт.
Логопед: «У меня две новости, первая хорошая - к нам пришло письмо. А вторая - если
мы лентяи, то новость для нас плохая, а если мы умнички и не страшно нам трудиться,
то новость - хорошая. Мы с вами лентяи?» Ответы детей.
«Пришло письмо от царства
цветов. В Царстве беда и нужна помощь умных деток. Кто-то порвал цветик-семицветик.
Вот, посмотрите». (Логопед показывает пособие из ткани «цветик - семицветик»). «Но
чтобы его сложить нужно, назвать первый и второй звук в названии цвета
лепестка. Покажем им какие мы молодцы?»
Ответы детей. Дети называют звуки и пристёгивают свои лепестки за пуговки.
Логопед: « Посмотрите, какие мы молодцы, спасли цветик!» (Приложение№2)
Дети садятся за столы.
III.
Логопед: «А подскажите мне, цветик - семицветик сказочный цветок или настоящий?»
Ответы детей.
Логопед: «А какие названия настоящих полевых цветов вы знаете?» Ответы детей. (Логопед демонстрирует картинки с изображением
цветов дети называют их названия (Приложение №3)). «А давайте сделаем своими
руками ромашку? Необычную, буквенную ромашку! Она нам подскажет, кто порвал
семицветик в царстве цветов».
Детям раздают по картонному
лепестку на лепучке, к каждому лепестку прикреплен рисунок.
Логопед: «На вашем лепестке есть картинка с изображением предмета, сейчас каждый по очереди назовёт,
что у него изображено». Дети называют.
Логопед: «Теперь вам нужно записать на лепестке первую букву в вашем слове,
которое вы назвали. И мы сможем приблизится к отгадке, какое же слово спрятала
ромашка.» (Дети пишут на лепестке первую букву в названии картинки,
затем по одному выходят и прикрепляют лепестки к серединке цветка на доску-липучку,
затем читают вместе слово).(Приложение №4)
Логопед: « Ох уж этот
баран! Вот только попадись нам, да? Устроим ему! Дети, разве можно рвать
цветы?» Ответы детей.
Логопед: «Ой, а в конвертике ещё что-то
есть. Посмотрите-ка! Автобусы, которые едут на водоём. В стране цветов закончилась
вода. Но автобусы не едут за водой, а чтобы они отправились - нужно разгадать
какое слово спрятал каждый автобус».
(Детям раздаются картонные
автобусы и линеечки с картинками в определённом порядке.)
Логопед: «Ребята, на волшебных линеечках есть картинки, их столько же сколько и
окошек в вашем автобусе. Нам надо в каждое окошко записать первую букву
названия предмета, изображенного на картинке».
(Логопед показывает, как
выполнять задание на примере своего автобуса. Дети записывают в окошки первые буквы
в названии картинок на линеечке. Затем читают по очереди каждый своё слово в
автобусе). (Приложение №5)
Логопед: « Молодцы! Теперь цветы напьются водички и будут цвести и пахнуть!
Благодаря вам! Потрудились на славу, предлагаю отдохнуть, пройтись на полянку с
ромашками».
Физминутка «На ромашке»
На полянке, на ромашке
жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с
ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
низко-низко наклоняюсь,
Я нашла себе жука, на
большой ромашке,
Не хочу держать в руках,
положу в кармашки.
Ой, упал, упал мой жук,
нос испачкал пылью.
Улетел, улетел, улетел на
крыльях.
Логопед: «Ой, смотрите, пока мы с вами развлекались на полянке, один автобус
решил остаться, и теперь воды не хватит всем цветам. Что же нам делать?» Ответы детей.
Логопед: « Посмотрите, а это что такое?», показывает шляпу, внутри которой демонстрационные звуковые фишки. «А…это, наверное,
автобус хочет, чтоб мы его развеселили, поиграли с его словом и фишками,
зарядили его энергией. Сейчас мы ему покажем, как мы умеем с фишками играть, и звуковой
анализ слова делать.» Играем в игру «Живые звуки».
(Дети делают звуковой
анализ слова «тачка» с помощью больших демонстрационных фишек. Игра «Живые
звуки»). (Приложение №6).
Логопед: « Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове?» Ответы детей.
Логопед: «Какой первый звук в слове? Назови его». Ответ ребёнка.
Логопед: «Правильно. Молодец. А теперь охарактеризуй этот звук, чтобы мы могли
играть дальше. Какой он?» Ответы ребёнка.
Логопед: «Умничка, вот и будешь звуком [т]. Выходи к доске, выбирай фишку,
которая обозначает твой звук, и становись с нею в руках, чтобы мы все её видели».
(Потом следующий ребёнок
называет второй звук в слове, выходит к доске, характеризует свой звук и
выбирает нужную фишку себе, становится рядом с первым ребёнком. И так со всеми
звуками в слове.)
Логопед: «Здорово! Молодцы, живые звуки! А для чего же эта шляпа? Надо на кого-то
одеть, а на кого? Давайте определим ударный гласный звук в слове, и кто окажется ударным
гласным на того и оденем шляпу».
(Дети определяют ударный
гласный в слове, логопед надевает шляпу на ребёнка, который обозначал ударный
гласный.)
Логопед: «Ого! Посмотрите, с какой скоростью умчался наш автобус, его уже и не
видно! Вот как мы его поразвлекали! Умнички.»
Логопед: «нннн…ннн.…А это ещё что такое? Что за нытьё?»
(Из-за стола логопед
достаёт игрушечного дедушку.) (Приложение №7).
Логопед: «Посмотрите-ка, кто к нам пришёл такой расстроенный!?» Ответы детей.
Логопед изображает, что
дедушка что-то шепчет ей на ушко.
Логопед: «Ребята, дедушка мне сказал, что ему внучка из царства цветов прислала
по интернету письмо с фотографиями. Но так как дедушка плохо видит, и у него
нет интернета он не может получить и увидеть этого письма. Он очень расстроен!
Давайте поможем старенькому дедушке! Что нам для этого надо?» Ответы детей.
(Далее дети смотрят
мультимедийную презентацию «Составление предложений: устно и схематически»). (Приложение №8)
Логопед: «Заходим в интернет, открываем почту, готово! Вот и письмо от внучки с
фотографиями. Чтобы дедушка узнал, что там изображено, нам надо составить
предложения про эти фотографии. Что на этой фотографии изображено?»
Ответы детей. (одуванчики, ромашки, цветы..)
Логопед: «Что они делают?» Ответы детей. (растут..)
Логопед: «Где?» Ответы детей. (на поляне..на лужайке)
Логопед: «А теперь скажите полностью предложение, чтобы дедушка понял, что
изображено на фотографии». Ответы детей.
Логопед: «Ой,
какой дедушка довольный! Давайте смотреть дальше!»
Дети составляют
предложение к следующей фотографии, определяют количество слов в предложении,
находят короткое слово и называют его. Затем смотрим на схему, которую нарисовала внучка деда, проверяем, подходит ли она к нашему
предложению.
Логопед: « Посмотрите, внучка не умеет печатать, и она вместо слов нарисовала нам
схему предложения под
фотографией. Мы
с вами должны составить предложение для дедушки так, чтобы оно соответствовало
этой схеме.» Ответы детей.
Логопед: «Назовите в этом предложении короткое слово.»
Ответы детей.
Логопед: « Молодцы!»
Затем дети работают с
двумя следующими фотографиями по аналогии предыдущего задания.
Логопед: « Ой, посмотрите, а вот и сама внучка, хорошенькая, правда? Она спрятала
свой венок из цветов, но не помнит куда. Подскажите ей,
где венок».
Ответ детей. Дети составляют предложение. (Венок на твоей голове)
Под фотографией внучки
прилагается две схемы предложения. Ребятам необходимо подобрать правильную схему,
которая подходит к придуманному предложению.
Логопед: «Молодцы ребята! Вы снова справились! Помогли дедушке узнать, что ему
внучка прислала в письме. И за это вам внучка выслала вот такого приветливого
пёсика!»
(Дети смотрят следующий
слайд с весёлым пёсиком, который улыбается и время от времени облизывает экран.)
Логопед: «Посмотрите, какой дедушка довольный! Он так вам благодарен, что хочет
вас всех поцеловать в щёчку». (Дедушка целует детей.)
IV.
Логопед: « Ребята, а кому мы сегодня помогли?» Ответы детей.
Логопед: « А как мы им помогали? С чем было сложно справиться? Что запомнилось?
Что понравилось больше всего?» Ответы
детей.
Логопед: « Вы сегодня большие молодцы! Так потрудились, всем помогли! Умнички! За
это вам все герои, которым вы помогали, передали волшебный альбом, в который мы
сложим наши красивые фотографии, а ещё они нам передали цветочки-наклейки!»
(Дедушка даёт детям
волшебный альбом, и раздаёт цветочки.)
Логопед: « Что надо сказать нашим героям?» Ответы
детей. (спасибо)
Логопед: « И вам спасибо за занятие!»
Подготовила:
учитель-логопед
Сологуб Я.Н. Додатки
|